НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Всегда ли люди понимали значимость нервной системы, ее роль в развитии и существовании человека, в обеспечении его физического и психического здоровья? Всегда ли осознавали, что особенности личности человека, его ду­шевного состояния, самосознание и понимание происходящего вокруг, воз­можность чувствовать и действовать зависят от состояния нервной системы, в частности от функций головного мозга? Вовсе нет. К примеру, в древние времена отношение к мозгу у египтян проявлялось при бальзамировании тел умерших. По описаниям древнегреческого историка Геродота известно, что при бальзамировании тел умерших египтян важные для человека органы, в

частности органы брюшной полости, старались сохранить, а с мозгом обраща­лись просто: введенным через ноздри металлическим предметом разрушалась решетчатая кость, после этого мозг, который рассматривался как скопление носового секрета, выделяемого в случаях насморка, из полости черепа вымы­вали водой. Чувства и разум в Древней Ассирии, Древней Греции, Древнем Риме связывали главным образом с состоянием печени, диафрагмы, сердца.

Признается, что первым о мозге как о вместилище души писал еще в VI в. до н.э. Алкмеон из Кретоны. Гиппократ (460—около 370 г. до н.э.) в трактате о священной болезни (эпилепсии) приблизительно в 420 г. до н.э. писал: «Чело­век должен в полной мере осознать тот факт, что именно из мозга — и только из мозга — происходят наши ошушения радости, удовольствия, веселья, так же как наши печаль, боль, скорбь, слезы. Мы мыслим мозгом и с его помо­щью можем видеть и слышать, способны различать уродство и красоту, добро и зло, то, что приятно и неприятно». Основоположник Александрийской ме­дицинской школы, которого принято считать и первым анатомом, Герофил (325—280 гг. до н.э.), изучая мозг казненных преступников, подробно описал строение его четырех желудочков, которые при вскрытии оказываются пусты­ми. Видимо, это обстоятельство, а также центральное положение желудочков в мозге привели его к мысли о том, что они являются вместилищем души. Такую точку зрения вслед за Герофилом разделяли многое ученые древних и средних веков. Ее придерживался, к примеру, выдающийся мудрец и живописец Лео­нардо да Винчи (1452—1519).

Однако длительно существовало и мнение, которое в свое время разделя­ли такие великие философы древности, как Аристотель и Платон, о том, что ведущая роль в обеспечении психической жизни человека осуществляется его сердцем. Уже в начале XVII в. великий В. Шекспир устами одного из героев пьесы «Три веронца» задавал вопрос: «Скажи мне, где мечты начало? Мозг, сердце ль жизнь ей даровало?» Да и в настоящее время мы, оценивая душевные качества человека, нередко характеризуем его как сердечного или бессердеч­ного, пользуемся такими выражениями, как «от всего сердца», «легко на серд­це» и т.п. В XVII в. Рене Декарт (Descartes R., 1596—1650) высказывался о том, что живые организмы можно сравнивать с механическими автоматическими устройствами, которые управляются мозгом, при этом Р. Декарт признавал, что материально существующий мозг человека в отличие от мозга животных одушевлен. В связи с этим Р. Декарт признается основателем философского направления дуализма. Он ввел представление о дуге (дуга Декарта), кото­рая в последующем стала именоваться рефлекторной дугой. Рефлекс (от лат. reflexus — отражение) — реакция организма на раздражение. Человека Р. Де­карт рассматривал как единение телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей, расположенной в эпифизе. Он признавал психическую деятельность, мысль, знание — основой существования («мыслю, следователь­но, существую»).

В 1863 г. И.М. Сеченов (1829—1905) опубликовал книгу «Рефлексы головно­го мозга», в которой утверждал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы» и, таким образом, признал рефлекс основой нервной деятельности. Начиная со второй половины XIX в., бурное развитие естествознания создало условия для совершенствования зна­ний о строении и функциях нервной системы. И.П. Павлов (1849-1936) в 1903 г., экспериментируя на животных, пришел к выводу, что психическая деятельность осуществляется через посредство открытых им условных реф-

лексов. Через три года В.М. Бехтерев (1857—1927) описал на базе клинических наблюдений наличие аналогичных рефлексов у человека и назвал их сочета­тельными. На основании этого открытия он создал научное направление — объективную психологию, или рефлексологию, основные идеи которой в на­стоящее время активно разрабатываются наукой, именуемой физиологической психологией.

Во второй половине XIX в. и в XX в. получил развитие комплекс нейронаук (нейроморфология, нейрофизиология, нейрохимия, нейропсихология, нейро-генетика), который сейчас нередко именуется нейробиологией.

В XX в. особое внимание обращается на изучение биохимических основ, происходящих в нервной ткани физиологических процессов, в частности на углубленное познание сущности медиаторных систем и их роли в нейрофизи­ологии в условиях нормы и патологии. Развитие этого научного направления особенно перспективно, так как способствует пониманию деятельности не­рвной системы, патогенеза ее заболеваний, способствует раскрытию возмож­ностей их лечения.

Adblock detector