ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Афазия, которой уделено внимание в главе 15, как правило, возникает у человека с уже сформировавшейся речью и, являясь следствием поражения мозга, в большинстве случаев сочетается с нарушением чтения, письма и сни­жением продуктивности мыслительных процессов. При наличии афазии у па­циента обычно имеются и другие очаговые неврологические симптомы.

К нарушениям речи, выходящим за рамки афазии, относятся случаи за­держки развития речи у детей, которые нередко испытывают также опреде­ленные трудности в овладении чтением и письмом. Кроме того, существуют различные по характеру расстройства речи, проявляющиеся у детей, а также у взрослых в связи с функциональными или органическими нарушениями де­ятельности мышц, участвующими в обеспечении экспрессивной речи, вследс­твие поражения структур ЦНС, от которых зависит интеграция функций этих мышц, необходимая для обеспечения ее звучности, внятности и других ка­честв, характерных для полноценной по форме речевой продукции.

Таким образом, помимо различных вариантов афазии, в клинике нервных болезней приходится встречать и другие нарушения речи, затрудняющие по­нимание ее окружающими, а следовательно, осложняющими возможности речевого общения, что негативно влияет на социальный статус больного, за­трудняет процесс его обучения, подчас ограничивает его трудоспособность, оказывает на него психотравмирующее действие.

Далее будут рассмотрены некоторые варианты нарушения речи (дисфазии) неафатического характера.

Adblock detector