АЛАЛИЯ

Алалия — (а — отрицание + греч. lalia — речь) — отсутствие речи или раз­нообразные ее нарушения, отмечающиеся с раннего детского возраста и обус­ловленные недоразвитием речевых зон коры больших полушарий или их пора­жением во внутриутробном периоде, во время родов, когда речь ребенка еще не сформировалась. В настоящее время термином «алалия» принято называть глубокое системное недоразвитие речи, а термином «афазия» — системный распад уже сформировавшейся речи. Выделяются моторная, сенсорная и то­тальная алалии.

Моторная алалия — лепетная речь, запоздалое (к 5 годам) непрочное усво­ение лишь отдельных ее элементов, искажение грамматического строя речи, бедность словарного запаса, перестановка или замена слов и звуков и другие проявления вербальной и литеральной парафазии. Обычно отмечаются эле­менты оральной, артикуляторной апраксии, персеверации, трудности усвоения последовательности обеспечивающей речь работы речедвигательного аппарата. Характерны речевая пассивность, речевой негативизм, при этом понимание чужой речи может быть достаточным, обычна адекватность мимики и жестов.

Сенсорная алалия — расстройство понимания фонетических элементов речи — речевая агнозия при сохранном слухе и адекватном восприятии мело­дики речи, интонаций. В связи с этим полное непонимание или недостаточное понимание обращенной речи, а также частичное или полное отсутствие кон­троля за собственной речью и обусловленное этим многословие, обилие не­качественной собственной речевой продукции, непонятной для окружающих. Причиной развития сенсорной алалии является агнозия речи при сохранном слухе и адекватном реагировании на неречевые звуковые воздействия. Для того чтобы привлечь внимание больного с сенсорной алалией, зачастую недо­статочно словесного обращения к нему, надо воздействовать на него прикос­новением или попасть в его поле зрения. Первоначальное общение с больным может наводить на мысль о наличии у него тугоухости или олигофрении.

Тотальная, или моторно-сенсорная алалия, — речевая инактивность, бед­ность и неправильность собственной речи и недостаточное понимание обра­щенной речи.

Важно отметить, что алалия не является простой задержкой развития речи. У детей с алалией возникают специфические трудности развития собственной и понимание обращенной речи, имеющие место на всех этапах ее формирова­ния, тогда как дети с задержкой развития речи в дальнейшем в освоении ре­чевых навыков обычно быстро догоняют своих сверстников и в последующем развиваются нормально.

Нарушения речи по типу алалии характеризуются стойкостью; регулярные логопедические занятия ведут к медленной и обычно неполной компенсации имеющегося речевого дефекта. Хотя алалия нередко сочетается с такими па­тологическими проявлениями, как парезы артикуляторных мышц, мышечная дистопия, атаксия, нарушения побуждения к речи, различные по характеру сенсорные нарушения, она представляет собой особую форму речевой пато­логии — системное языковое недоразвитие. В отличие от олигофрении при алалии страдает развитие не коммуникативно-познавательной способности в целом, а лишь формирование ее операционно-технических средств (Винар-ская Е.Н., 1987). Такая избирательность аномалии, обусловленная главным образом локальным очаговым поражением мозга в пределах только речедви­гательного и речеслухового по функции отделов коры, характерна для алалии и проявляется клинически при относительной сохранности у ребенка моти-вационно-потребностной стороны личности. Исследования Е.Ф. Соботович (1982) позволили установить, что при моторной алалии больные способны к установлению причинно-следственных связей, к умозаключениям, абстракции и обобщениям. Они обладают приемами логического мышления.

Проявляется алалия поздним речевым развитием детей, они значительно позже обычного начинают произносить слова, испытывают при этом трудности в усвоении слогового состава слова, допускают нарушения при произнесении звуков и тем более при построении фразы. В дальнейшем дети с алалией дли-

тельно употребляют лишь ограниченный по объему и весьма искаженный по фонетической форме запас широко распространенных слов. Примеры фонети­ческого расстройства в таких случаях приведены А.К. Марковой (1982). Напри­мер, слово «пирамида» произносится так: пиа, пиамир, амида, абида, набила, пи; слово «велосипед»: высипед, апед, ясопед, яспед, висипед, лисипед.

Adblock detector