ДИСЛЕКСИЯ И ДИСГРАФИЯ

Дислексия и дисграфия — собирательные понятия для обозначения своеобраз­ных трудностей, испытываемых нормальными в других отношениях детьми при обучении их чтению и письму. Впервые специфическую неспособность к чтению у детей с нормальным интеллектом описал в 1896 г. W. Morgan, назвавший это нарушение «словесной слепотой». В основе дислексии может быть оптическая буквенная агнозия или нарушение оптико-фонематического развития. При дис­лексии в процессе чтения характерны неправильное прочтение букв (замена, смешение), недочитывание концов слов, неправильные ударения, пропуски слов, строк, недостаточное или даже искаженное понимание читаемого.

Д.Д. Баккер (1996) выделяет формы дислексии: R и L. В первом случае дис­лексия проявляется медленностью темпа и фрагментационными ошибками (чтение по слогам с запинками, повторениями и поправками, однако без про­пусков и замещений текста), во втором — она характеризуется наличием при чтении многочисленных субстантивных ошибок (паралексии литеральные и вербальные) и игнорированием объективных характеристик текста при уско­ренном темпе чтения.

При наличии дислексии обычно возникают трудности при письме в форме дисграфии. К специфическим нарушениям акта письма при дисграфии относятся ошибки фонетического характера (повторяющаяся замена букв по сходству их произношения, ошибки графического характера — замена букв по графическо-

му сходству (ш — и, т — п, е — в), искажения слоговой структуры слова, про­пуски букв (снег — сег) и целых слогов (барабан — бабан), перестановки слогов (пустила — путисла), раздельное написание частей одного слова (у шел, по шел, на дел), грамматические ошибки — игнорирование предлогов (были лесу, книга столе), ошибки в согласовании падежей (на подушек, большой мальчика, читал книга). Нередко ошибки устной речи повторяются при письме.

Adblock detector