Алалия — (а — отрицание + греч. lalia — речь) — отсутствие речи или разнообразные ее нарушения, отмечающиеся с раннего детского возраста и обусловленные недоразвитием речевых зон коры больших полушарий или их поражением во внутриутробном периоде, во время родов, когда речь ребенка еще не сформировалась. В настоящее время термином «алалия» принято называть глубокое системное недоразвитие речи, а термином «афазия» — системный распад уже сформировавшейся речи. Выделяются моторная, сенсорная и тотальная алалии.
Моторная алалия — лепетная речь, запоздалое (к 5 годам) непрочное усвоение лишь отдельных ее элементов, искажение грамматического строя речи, бедность словарного запаса, перестановка или замена слов и звуков и другие проявления вербальной и литеральной парафазии. Обычно отмечаются элементы оральной, артикуляторной апраксии, персеверации, трудности усвоения последовательности обеспечивающей речь работы речедвигательного аппарата. Характерны речевая пассивность, речевой негативизм, при этом понимание чужой речи может быть достаточным, обычна адекватность мимики и жестов.
Сенсорная алалия — расстройство понимания фонетических элементов речи — речевая агнозия при сохранном слухе и адекватном восприятии мелодики речи, интонаций. В связи с этим полное непонимание или недостаточное понимание обращенной речи, а также частичное или полное отсутствие контроля за собственной речью и обусловленное этим многословие, обилие некачественной собственной речевой продукции, непонятной для окружающих. Причиной развития сенсорной алалии является агнозия речи при сохранном слухе и адекватном реагировании на неречевые звуковые воздействия. Для того чтобы привлечь внимание больного с сенсорной алалией, зачастую недостаточно словесного обращения к нему, надо воздействовать на него прикосновением или попасть в его поле зрения. Первоначальное общение с больным может наводить на мысль о наличии у него тугоухости или олигофрении.
Тотальная, или моторно-сенсорная алалия, — речевая инактивность, бедность и неправильность собственной речи и недостаточное понимание обращенной речи.
Важно отметить, что алалия не является простой задержкой развития речи. У детей с алалией возникают специфические трудности развития собственной и понимание обращенной речи, имеющие место на всех этапах ее формирования, тогда как дети с задержкой развития речи в дальнейшем в освоении речевых навыков обычно быстро догоняют своих сверстников и в последующем развиваются нормально.
Нарушения речи по типу алалии характеризуются стойкостью; регулярные логопедические занятия ведут к медленной и обычно неполной компенсации имеющегося речевого дефекта. Хотя алалия нередко сочетается с такими патологическими проявлениями, как парезы артикуляторных мышц, мышечная дистопия, атаксия, нарушения побуждения к речи, различные по характеру сенсорные нарушения, она представляет собой особую форму речевой патологии — системное языковое недоразвитие. В отличие от олигофрении при алалии страдает развитие не коммуникативно-познавательной способности в целом, а лишь формирование ее операционно-технических средств (Винар-ская Е.Н., 1987). Такая избирательность аномалии, обусловленная главным образом локальным очаговым поражением мозга в пределах только речедвигательного и речеслухового по функции отделов коры, характерна для алалии и проявляется клинически при относительной сохранности у ребенка моти-вационно-потребностной стороны личности. Исследования Е.Ф. Соботович (1982) позволили установить, что при моторной алалии больные способны к установлению причинно-следственных связей, к умозаключениям, абстракции и обобщениям. Они обладают приемами логического мышления.
Проявляется алалия поздним речевым развитием детей, они значительно позже обычного начинают произносить слова, испытывают при этом трудности в усвоении слогового состава слова, допускают нарушения при произнесении звуков и тем более при построении фразы. В дальнейшем дети с алалией дли-
тельно употребляют лишь ограниченный по объему и весьма искаженный по фонетической форме запас широко распространенных слов. Примеры фонетического расстройства в таких случаях приведены А.К. Марковой (1982). Например, слово «пирамида» произносится так: пиа, пиамир, амида, абида, набила, пи; слово «велосипед»: высипед, апед, ясопед, яспед, висипед, лисипед.