Детская амнезия до шести лет

Детская амнезия: почему мы не помним события наших младенческих лет

Подавляющее большинство людей не могут вспомнить себя детьми и хранят лишь редкие запечатлевшиеся события периода взросления. Почему так происходит? Особенность связана со спецификой развития системы памяти в раннем возрасте. Люди редко могут воссоздать события, происходившие до 2-3 лет, и очень беспорядочно воспроизводят информацию о случившемся в возрасте от четырех до семи. У этого явления есть научное название: «детская амнезия».

Что мешает вспомнить себя малышом?

Память подводит взрослых совсем не потому, что события детства происходили очень давно – пожилые и старые люди часто хранят яркие и достоверные воспоминания о юности, однако подросток едва ли мысленно воссоздаст более близкую к нему дошкольную пору.

У детей есть способность запоминать, но откладываемая информация имеет небольшой срок хранения. Долгое время считалось, что причина, по которой люди забывают большую часть детства, заключается в том, что, будучи маленькими, мы просто не способны формировать какие-либо воспоминания о событиях. Тем не менее, многие исследователи пришли к выводу, что младенцы действительно создают как явные – осознанные – воспоминания, так и те, которые превращаются в рефлексы (ходьба, бег и т. п.).

Развитие способности помнить

Уровень удержания воспоминаний детей постепенно улучшается. В своем исследовании известный психолог Патриция Бауэр обнаружила, что наша способность к долгосрочному запоминанию медленно, но верно развивается в течение всего детства.

В рамках исследования младенцев научили имитировать действие, чтобы проверить их способности к хранению и воспроизводству информации.

Было отмечено следующее:

  • шестимесячный ребенок помнит, что делать, в течение 24 часов (но не более 48);
  • девятимесячный малыш способен сохранять требуемый навык на протяжении месяца (но не более трех);
  • двухлетние дети уже могли помнить, как выполнять задание, которому их учили даже год назад.

Всему виной новые нейроны

Виновники данного феномена человеческой памяти – новые нейроны. У новорожденного мозг составляет всего четверть размера взрослого органа мышления. К тому времени, когда ребенку исполняется два года, его мозг достигает объема, равного трем четвертям данной части тела сформировавшегося человека. Изменение в размере стимулирует рост нейронов, а также сокращает некоторые связи.

Чтобы понять этот механизм, нужно немного узнать о гиппокампе – той части головного мозга, которая играет решающую роль в формировании эпизодических воспоминаний о произошедших событиях.

Гиппокамп (от др.-греч. ἱππόκαμπος – “морской конек”) – часть лимбической системы головного мозга (обонятельного мозга). Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (то есть перехода кратковременной памяти в долговременную).

Гиппокамп является одним из немногих отделов, который продолжает активно вырабатывать новые нейроны во взрослом возрасте.

Ученые считают, что высокая скорость производства нейронов в детстве и является причиной более высокого уровня забывчивости у малышей. Когда только что появившиеся нервные клетки объединяются в контуры гиппокампа для создания новых связей, создавая воспоминания, массы таких нейронов разрушают уже существующие сформированные сети, приводя к исчезновению более ранних образов.

Недавние исследования нейробиологов подтверждают, что быстрый рост нейронов в младенчестве препятствует работе областей мозга, хранящих старые воспоминания, делая их почти недоступными.

По мере того как люди взрослеют, нейрогенез замедляется, и гиппокамп достигает лучшего баланса формирования и сохранения информации. Люди продолжают забывать некоторые вещи, но это совершенно естественная фильтрация.

Ученые пришли к выводу, что очистка нашего анатомического “жесткого диска” – необходимый механизм для полноценного и здорового функционирования памяти человека.

А насколько ранними являются ваши детские воспоминания, и что вы помните из своего детства?

Источник

Амнезия у детей

Амнезия – это частичная или полная потеря памяти. Может быть самостоятельным заболеванием или сопровождать другое нарушение. Амнезия представлена разными видами, которые классифицируют в зависимости от возраста, причины возникновения и характера. Амнезия характеризуется трудностью лечения и невозможностью восстановления памяти в некоторых случаях.

Причины

Амнезия в детском возрасте может возникать под воздействием ряда факторов. Частой причиной является психоэмоциональное перенапряжение и стрессовые ситуации. Также в детском возрасте временная амнезия может возникать вследствие телесного заболевания (гиповитаминоза, ОРВИ).

Основными причинами нарушения памяти у ребёнка являются:

  • Патологическое истощение нервной системы.
  • Нарушения кровообращения головного мозга.
  • Травмы черепа и головного мозга.
  • Опухоли головного мозга.
  • Психические заболевания.
  • Врождённая умственная отсталость.
  • Патологическая беременность мамы и тяжёлые роды.
  • Употребление алкоголя и других токсических веществ.
  • Энцефалит – воспаление головного мозга.

Симптомы

Амнезия выражается полной или частичной потерей памяти. Существует множество видов нарушения памяти. Когда забывается промежуток времени до потери памяти, то это ретроградная амнезия. В случае, если забывается промежуток времени после потери памяти, то развивается антероградная амнезия. Если потеря памяти происходит во время нарушения сознания или с течением болезни, то амнезия носит название конградной.

Ретроградная амнезия у детей, как правило, имеет нечёткую выраженность и длится недолго.

Основными признаками амнезии является:

  • Потеря памяти на определённое время.
  • Сложности запоминания давних и текущих событий.
  • Присутствие конфабуляций – ложных воспоминаний.

Симптомы могут исчезнуть без лечения, но в ряде случаев восстановления памяти не происходит и после него. Когда амнезия вызвана неправильным плохим питанием, то в организме не хватает тиамина – витамина В1. Такая амнезия характеризуется длительностью и острой спутанностью сознания. В этом случае присутствует сонливость, нарушение координации и зрения, расстройство походки.

Диагностика амнезии у детей

Диагностика амнезии – прерогатива невропатолога. Специалист, как правило, назначает также консультацию психиатра, нарколога, нейрохирурга и инфекциониста. Чтобы установить диагноз собирается анамнез. Обязательно проводится опрос родителей. Клинические проявления амнезии достаточно выражены. Однако для определения степени потери памяти используют специальные тесты. Также врач изучит особенности нарушения памяти и возможные причины. Врачебное медицинское обследование заключается в проверке:

  • рефлексов;
  • сенсорных функций;
  • координации движения и равновесия;
  • функционирования мозга.

О повреждении мозга или его аномальном состоянии можно получить сведения с помощью следующих диагностических методов:

  • Компьютерная томография мозга.
  • Магнитно – резонансная томография.
  • Электроэнцефалограмма.
  • Общий анализ крови.
  • Биохимический анализ крови.
  • Токсикологический анализ крови.

Осложнения

Главным осложнением амнезии является невозможность полноценной социальной адаптации. Если присутствует потеря памяти в лёгкой степени, то адаптация возможна, хотя и сопровождается ухудшением качества жизни. При тяжёлой форме амнезии есть большая вероятность полной беспомощности.

Лечение

Что можете сделать вы

Родителям рекомендовано обеспечить положительную обстановку в семье. Поддержка родных людей в этот период имеет важное значение. Если амнезия не сопровождает травму, то нужно соблюдать привычный ритм жизни. Ведь разнообразное питание и свежий воздух являются неотъемлемыми факторами выздоровления.

Читайте также:  Выпадение памяти у лица называется амнезией алогией аспонтанностью

Что делает врач

Амнезия, вызванная нарушениями работы головного мозга вследствие травм или опухолей, нуждается в лечении основного заболевания. Если амнезия имеет психологическую причину, то в лечении применяют лекарственные средства и психотерапию.

Лекарственная терапия при амнезии состоит из нескольких основных направлений:

  • Применении препаратов, улучшающих питание головного мозга – ноотропов, нейротрофиков.
  • Применении средств, способных улучшать текучесть крови – вазоактивных веществ и ангиагрегантов.
  • Приёме витамина В1, если наблюдается его дефицит.

Необходимым условием лечения является отказ от нейролептиков и антидепрессантов. Это обусловлено их негативным влиянием на память.

Лечении амнезии у ребёнка должно сопровождаться занятиями с психологом. Важно задействовать методики, которые могут улучшить память. К относится: устный счёт, решение кроссвордов, разгадывание загадок).

Профилактика

Профилактика любого заболевания – это предотвращение состояний, которые его провоцируют. Профилактические меры, предотвращающие возникновение амнезии, основаны на минимизации травм и опасных ситуаций. Не менее важным является обращение к врачу. Любая травма, тем более, головы должна быть осмотрена. Соблюдение нескольких рекомендаций поможет родителям правильно организовать профилактику заболевания у ребёнка:

  • Ведение здорового образа жизни.
  • Разнообразное питание.
  • Физические упражнения.
  • Соблюдение режима труда и отдыха.
  • Контролирование веса ребёнка.
  • Контролирование давления.

Источник

Почему мы не можем вспомнить, что происходило с нами от рождения до 3-х лет. Как этот феномен объясняют учёные

В нашей жизни бывает немало ярких моментов – и первая любовь, и необычное путешествие, и осуществление давней мечты — события эти неизгладимы из памяти. Но самые яркие и драматичные события мы не помним. Мы не помним дня своего рождения, не помним первых сказанных слов, не помним даже лиц самых близких и дорогих нам людей.

События периода от рождения до трех лет как-бы исчезают из нашей памяти, но при этом, находясь в трехлетнем возрасте, мы помним очень многое из того, что произошло за последний год.

Исследования показали, что разрозненные события раннего детства могут сохраняться до семи лет, но затем они окончательно забываются. Этот феномен человеческой памяти остается для психологов и неврологов загадкой и по сей день, впрочем, за последние сто лет появилось достаточно теорий, которые в совокупности могли бы раскрыть суть явления.

Одна из таких теорий объясняет детскую амнезию чисто физиологическими причинами, а именно неразвитостью мозга

Природа рациональна, она наделяет живые существа только теми способностями, которые необходимы для выживания вида. Животные, чья жизнь полностью зависит от их родителей, рождаются совершенно беспомощными, и человек не является исключением. Некоторые биологические функции в ранние месяцы жизни ребенка ему попросту не нужны, так как они полностью компенсируются заботой родителей. Можно сказать, что память младенца рефлекторна, она способна хранить лишь простые образы, звуки и запахи, инстинктивно ассоциируя их с безопасностью или угрозой.

По мере того, как мозг ребенка развивается, формируя новые связи, у него включаются более сложные механизмы памяти, позволяющие ему взаимодействовать с окружающим его миром и людьми. Этот момент в жизни маленького человека многие психологи связывают с началом овладения речью. Память перестает быть только образной, к ней добавляется описательная функция, опыт ребенка становится более организованным, и отдельные его элементы начинают выстраиваться в цепочки. Но полностью линейная «взрослая» память у детей формируется только к восьми годам.

Такой качественный переход на новый уровень хранения информации приводит к тому, что хаотические воспоминания раннего возраста окончательно стираются.

Как считают ученые, на физиологическом уровне это связано с работой гипокампа, являющегося частью лимбической системы головного мозга. В его задачу входит объединение хранящихся в разных отделах мозга отрывочных воспоминаний в единое целое, но у детей до трех лет гипокамп еще недостаточно развит.

Дополнительным объяснением детской амнезии является естественное забывание, ведь полученная и обработанная информация теряется и у взрослых, но взрослый человек способен осознавать необходимость сохранения в памяти нужной ему информации.

Правда, во всём этом есть одно «но». Большинство психологов склоняются к той мысли, что воспоминания раннего детства всё же не стираются, а лишь перемещаются в ту область памяти, к которой мы не имеем доступа, поскольку события детства, в том числе самого раннего, способны оказывать влияние на формирование психики во взрослом возрасте. Возможно, такой областью является то самое глубинное бессознательное, в реальности которого были убеждены такие столпы психологии как Фрейд и Юнг.то

А у вас остались какие-то воспоминания из вашего раннего детства? Напишите об этом в комментариях.

Источник

Детская амнезия до шести лет

Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии развития человека. Книга разделена на восемь частей и описывает особенности психологии разных возрастных периодов по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности «Я-концепции». Особое внимание в книге уделено вопросам возрастной периодизации, детской и подростковой агрессии.

Состав авторского коллектива учебника уникален. В работе над ним принимали участие девять докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое – академики и двое – члены-корреспонденты Российской академии образования по отделению психологии.

Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук.

Книга: Психология человека от рождения до смерти

Амнезия детства

Амнезия детства – феномен психики взрослого человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3–4 лет жизни.

Наиболее удивительной особенностью человеческой памяти является то, что есть тип амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом.

Впервые на это любопытное явление обратил внимание З. Фрейд, который назвал его амнезией детства. В ходе своих исследований он обнаружил, что его пациенты, в общем, не способны вспомнить события первых 3–5 лет своей жизни.

Поначалу можно подумать, что в этом нет ничего необычного, поскольку память на события со временем стирается, а между ранним детством и взрослой жизнью прошла уйма времени. Но амнезию детства нельзя свести к обычному забыванию. Большинство 30-летних людей хорошо помнят, что с ними происходило в средней школе, но очень редко кто из 18-летних сможет что-нибудь сказать о своей жизни в трехлетнем возрасте, хотя временной интервал и там и там примерно одинаков (около 15 лет).

Читайте также:  Ретроградная амнезия у детей

Исследования

В ряде исследований людей просили воспроизвести и датировать воспоминания своего детства. Оказалось, что самые ранние воспоминания у большинства из них связаны с событиями, происходившими в возрасте трех лет или чуть больше. Очень немногие, однако, смогли изложить воспоминания на рубеже 1-го года. Но с их «отчетами» связана одна проблема: никогда нельзя быть уверенным, что «припомненное» событие действительно происходило (возможно, человек реконструировал то, что, по его мнению, происходило).

Эту проблему преодолели в эксперименте, во время которого испытуемым задавали в общей сложности 20 вопросов об определенном событии из их детства, о котором было точно известно, что оно произошло. Например, рождение младшего брата или сестры. Подробности такого события можно проверить у другого человека. Вопросы, задаваемые каждому испытуемому, касались событий, происходивших в семье, когда мать уезжала в больницу. Например, в какое время дня она уехала, как долго она находилась в больнице и когда мать с младенцем вернулись домой.

Испытуемыми были студенты, и их возраст на момент рождения брата или сестры варьировался от 1 до 17 лет. Результаты данного исследования показали, что, если брат или сестра родились до достижения испытуемым 3-летнего возраста, он ничего не мог об этом вспомнить. Если же рождение пришлось на возраст более 3 лет, количество воспоминаний увеличивалось.

Эти результаты указывают на практически полную амнезию первых 3 лет жизни.

Почему существует феномен амнезии детства? З. Фрейд полагал, что это происходит вследствие подавления сексуальных и агрессивных ощущений, испытываемых маленьким ребенком в отношении своих родителей. Но такое объяснение предсказывает амнезию только на события, связанные с сексуальными и агрессивными мыслями, тогда как на самом деле амнезия детства распространяется на все события, происходившие в жизни человека в тот период.

Более подходящее объяснение состоит в том, что амнезия детства является следствием колоссального различия между опытом кодирования информации у маленьких детей и организацией воспоминаний у взрослых. У взрослых воспоминания выстроены по категориям и схемам (например, она – такой-то человек, это такая-то ситуация), а маленькие дети кодируют свои переживания, не приукрашивая их и не связывая со смежными событиями. После того как ребенок начинает усваивать связи между событиями и делить события по категориям, ранние переживания теряются.

Источник

Как работает детская память, и что ребенок запомнит из своего детства

Родители стараются сделать детство ребенка насыщенным, радостным и ярким. Довольно обидно, что, вырастая, ребенок не помнит из этого детства буквально. ничего! Не помнит, как в три года он впервые увидел в зоопарке жирафа. Как в четыре года вы поехали в отпуск в Испанию, и там он купался в море, с визгом убегая от волн. Или как впервые познакомился с соседской собакой, которая облизала ему нос, и он хохотал до слез.

Неужели все это исчезает безвозвратно, и мы никогда ничего из этого не вспомним? По какому принципу формируются наши детские воспоминания? Что именно запомнит наш ребенок?

Младенческая амнезия: что искал Фрейд?

Термин «Младенческая амнезия» ввел в обиход отец психоанализа Зигмунд Фрейд более 100 лет назад. К слову, он был чрезвычайно заинтересован этой темой, но объяснял все со своей колокольни — если говорить кратко, то нас в младенчестве настолько травмирует осознание своей сексуальности, что мы готовы забыть первые годы жизни, как страшный сон.

Позднее идея о «травмирующей ранней сексуальности» была как-то подзаброшена и заменена другой, сходной идеей: само рождение для человека — настолько травматичное событие, в первые годы жизни ребенок настолько беспомощен и зависим от окружающих, что младенческая амнезия — это естественный механизм, оберегающий нашу психику.

” Интересно, что дети с откровенно несчастливыми младенческими годами, и дети, чьи первые годы жизни были наполнены любовью и заботой, имеют первые воспоминания, относящиеся приблизительно к одному периоду жизни. Разумеется, возраст первого воспоминания разнится — от 2,5 до 7-8 лет. Но зависит он от совсем других факторов.

Дети вспоминают, если. так принято

Установлено, что насколько ранними воспоминаниями будет обладать ребенок, зависит от национальной культуры. Например, исследования, проведенные в Корнельском университете в США, показали, что у обучающихся там студентов из Китая детские воспоминания начинаются на полгода позже, чем у их американских сверстников, и выглядят совершенно иначе. Воспоминания американцев были эмоционально окрашенными, в центре — они сами, их чувства, впечатления, реакция близких на события. Китайские студенты вспоминали о каком-то запоминающемся факте без личного контекста.

— Все дело в различии между воспоминаниями: «В зоопарке были тигры» и «В зоопарке я видел тигров, и, хотя они были страшные, мне было очень весело», ‒ поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).

В США родители поощряли воспоминания: они расспрашивали малышей, понравилось ли им увиденное, закрепляли, напоминая о ярком событии спустя день, два, неделю.

В китайском обществе, как выяснилось, не принято интересоваться впечатлениями и воспоминаниями детей, а раз их воспоминаниям никто не придавал ценности, то они и не сохранялись.

Интересно исследование новозеландских психологов, который изучали воспоминания представителей местной народности маори. Возможно, в психологах взыграл патриотизм, но они уверяют, что высокое значение, которое маори придают культу прошлого, способствуют тому, что малыши этой народности помнят себя чуть ли не раньше всех в мире – с двух с половиной лет!

Азиаты помнят себя в среднем с четырех с половиной лет, европейцы – с трех с половиной, а представители маори – с двух с половиной лет.

Ярче воспоминания у детей, росших в большой семье или испытавших стресс

Итак, с национальной культурой мы разобрались, обратимся к культуре семейной. Психолог Федерика Артиоли провела исследование в своей родной Италии, славившейся ранее своими большими семьями и крепкими родственными связями. Сегодня там, как и во всей Европе, все чаще встречаются семьи «папа+мама+ребенок». Госпожа Артиоли обнаружила, что дети, выросшие в традиционных многопоколенных семьях – с бабушками, дедушками, дядями, тетями и кузенами обладают воспоминаниями о более раннем детском возрасте, и они гораздо ярче и насыщеннее, чем у их сверстников из маленьких семей.

Очевидно, это происходит по той же причине, по какой маленькие китайцы помнят себя с пяти лет, а европейцы – с четырех: воспоминания детей в большой семье, где с ними все возятся и балуют, эмоционально окрашены гораздо сильнее. К ребенку постоянно обращаются, заставляя формировать собственный набор воспоминаний.

Интересно, что знак эмоционального фона не имеет значения; в другом исследовании Федерика Артиоли вместе с коллегой Элейн Риз выяснила, что дети, пережившие развод родителей до своего семилетия, хранят более ранние детские воспоминания! Исследовательницы предполагают, что этому может быть простое логическое объяснение; например, мама, оставшись вдвоем с ребенком на руках, невольно расширяет круг общения, поручая заботу о нем другим родственникам, то есть, формируя ту самую «большую шумную итальянскую семью», но факт остается фактом: дети разведенных родителей хранят воспоминания с возраста 2,5 лет. Видимо, ранее человеческий мозг запомнить ничего не может.

Читайте также:  Фиксационная амнезия характеризуется ложными воспоминаниями

Мы не запоминаем или забываем?

Интересный, но до сих пор не до конца понятный науке вопрос: почему мы до 2,5 лет все забываем? Ведь это как раз тот возраст, когда наш мозг впитывает все, как губка: мы «загружаем» в него огромный объем информации, и больше никогда до конца жизни нам не удастся его использовать с такой эффективностью. Почему же мы ничего не помним? Есть несколько версий.

Мы не можем запомнить то, что не можем описать

Очевидно, что даже самые ранние детские воспоминания появляются в тот момент, когда мы хотя бы в минимальной мере овладеваем речью. Возможно, наша память начинает крепнуть только тогда, когда мы можем описать увиденное словами. Действительно, в возрасте до трех лет мы вынуждены запоминать происходящее в виде образов, без словесного «конспекта», который помог бы структурировать воспоминания. Как только мы осваиваем речь, наше сознание (и система запоминания) перестраиваются, и более ранние воспоминания стираются, как неактуальные.

У этой версии есть два существенных возражения. Во-первых, глухие дети, не освоившее к этому возрасту язык жестов, помнят себя приблизительно с такого же возраста, как и их овладевшие речью сверстники. Во-вторых, что мешает нам просто описать словами впечатлившие в младенчестве образы и упорядочить их «задним числом»?

Мы все запоминаем, но забываем

Другая версия – мы постепенно забываем случившееся с нами в раннем детстве, как только появляются более свежие воспоминания. В самом деле, если начать ревизию своей памяти, то вы обнаружите, что оттуда «вывалились» не только период младенчества, но целые месяцы и даже годы нашего детства. Несомненно, в десять лет мы могли без труда описать события, произошедшие с нами в течение года, однако в 30 лет уже непросто сходу ответить на вопрос, чем тогда был примечателен ваш апрель, или как прошел октябрь, когда вам было восемь.

Эта точка зрения даже подтверждена экспериментальными исследованиями: ученые из американского Университета Эмори записывали разговор матерей с их трехлетними детьми сразу после каких-то ярких событий: посещения зоопарка, первого дня в детском саду. Затем ежегодно, на протяжении шести лет с детьми беседовали и просили вспомнить об этих событиях.

Выяснился удивительный факт: оказывается, в нашей жизни есть еще один рубежный возраст – семь лет. До семи лет дети в состоянии вспомнить 60% событий, случившихся с ними в возрасте трех лет. Но при этом стираются какие-то детали, иногда довольно существенные, например, место и время события. Между 8 и 9 годами треть от вспоминаемых ранее событий забылась напрочь, зато оставшиеся 40% мы уже помним ярко и четко, порой описываем даже более подробно (поскольку лучше научились пользоваться речью), чем годом ранее.

В детстве мы просто не успевает «отрастить блок памяти»

Где хранятся воспоминания? Ученые уверены, что могут дать почти точный ответ на этот вопрос: в части мозга, называемой гиппокампом. Механизм работы гиппокампа не ясен, но понятно, что именно этот участок мозга каким-то образом отвечает за перевод воспоминания из кратковременных в долговременные; именно он решает, что мы запомним, а что – забудем.

На примере больных, у которых был поврежден гиппокамп, показано, что они больше не могут запоминать новые события, хотя при этом продолжают постепенно усваивать новые навыки – в точности как младенцы.

Известно, что при болезни Альцгеймера, для которой характерна утрата памяти, именно уменьшение объема гиппокампа становится одним из первых признаков развития заболевания. Так может, у младенцев просто слишком маленький гиппакомп, чтобы он мог полноценно функционировать?

Если ребенок все забыл, можно ему напомнить

Ну и, наконец, еще одна удивительная способность детской памяти: вспомнить (достоверно, ярко и с подробностями) то, чего не было. Причем сделать это могут не только завзятые фантазеры и выдумщики; стоит немного подтолкнуть ребенка, как он начинает «вспоминать» описываемые события!

К сожалению, таким образом у детей часто формируются ложные воспоминания, более того, их можно создать даже у взрослых. Примером могут послужить все те же Соединенные Штаты Америки, где одно время пошла настоящая волна судебных дел, связанных с сексуальными домогательствами к несовершеннолетним. После сеансов у психотерапевтов, которые искренне пытались докопаться до корня проблем своих пациентов, подростки и даже взрослые люди «вспоминали» эпизоды сексуального насилия, которые, оказывается, были спрятаны глубоко в памяти. С этой информацией пациенты отправлялись в суд и требовали компенсировать перенесенные ими моральные страдания. Оказалось, что иногда речь действительно идет о подавленных воспоминаниях, а иногда – о вновь сформированных, причем отличить одни от других мог только опытный специалист. Сами же пациенты сделать это совершенно не в состоянии.

Какой вывод можно сделать из этой, несомненно печальной, практики? Самый оптимистичный!

Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка остались приятные и радостные воспоминания о детстве – формируйте их! Почаще напоминайте ему о хороших событиях. Просите рассказывать об особо интересных моментах – и не один раз, а регулярно. Показывайте фотографии и видео, где запечатлены яркие и забавные ситуации. Обсуждайте эмоции, которые испытывал ребенок в этот момент.

Ведь чем ярче и полнее наши воспоминания о счастливом детстве, тем счастливее мы будем во взрослой жизни!

24.08.2020
Подготовила Полина Иванова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector