Младенческая амнезия ввел зигмунд фрейд

Амнезия детства по Фрейду

Дата: 31 Июль 2014 Рубрика: Амнезия Комментарии: Нет комментариев

Доброго дня, читатель s-mind.ru! Самая удивительная особенность нашей памяти проявляется в том, что существует такой вид амнезии (потери памяти), которая знакома всем без исключения: ни один из нас не сумеет вспомнить события, которые происходили в первые годы жизни. Впервые это любопытное явление заинтересовало Фрейда, и он наименовал его амнезией детства. Фрейд заметил, что все пациенты, которых он наблюдал, не могут воспроизвести события первых пяти лет жизни.

На первый взгляд кажется, что в этом и нет ничего странного, так как прошло достаточно много времени, некоторые событии могли исчезнуть из памяти человека. Но все не так просто. Это амнезия детства, и ее нельзя определить как обычное забывание, здесь таилось что-то другое.

Во время исследований испытуемых просили постараться воспроизвести детские воспоминания. Оказалось, что часть из них могли перечислить события, которые происходили в возрасте около трех лет. Другая же часть учасников исследования даже воспроизводила события, предшествующие одному году. Но верить этим воспоминаниям не стоит, так как сложно подтвердить, на самом ли деле происходило то или иное событие, или человек просто рассказал о том, что, как ему кажется, случилось когда-то.

Испытания проходили студенты, возраст которых в период рождения второго ребенка в семье был от года до 16 лет. В результате исследования выяснилось, что если мальчик или девочка родились до достижения первым ребенком трех лет, то он фактически ничего не мог вспомнить об упомянутом событии. Чем старше был ребенок на момент рождения сестры или брата, тем больше было у него воспоминаний о событиях, происходящих в тот период.

Это показывает, что амнезия первых двух-трех лет жизни существует. Фрейд был уверен, что амнезия детства появляется как результат подавленных сексуальных или агрессивных ощущений, которые испытывает ребенок по отношению к своим родителям.

Но существует другое объяснение. Суть его в существующей разнице между тем, как кодируют информацию маленькие дети, и как воспроизводят воспоминания взрослые. То есть малыши кодируют свои воспоминания, не сопоставляя их с какими-либо событиями, а у взрослых все происходит наоборот. Поэтому когда ребенок начинает выстраивать свои воспоминания в определенные логические схемы и связывать их с событиями, то ранние переживания исчезают.

Но как же объяснить переход именно от младенческой формы организации памяти к взрослой? Очень просто, определенный отдел мозга, отвечающий за сохранение информации, созревает примерно через два года после рождения. Поэтому те или иные события, случившиеся в первые годы жизни, плохо запоминаются, и соответственно их невозможно воспроизвести.

Ученые, продолжившие изучать детскую амнезию после Фрейда, считают, что лишь после семи лет у ребёнка воспоминания формируются в связке с происходящим, поступательно, или линейно. До этого времени память, по их мнению, фиксирует события хаотично, бессистемно.

С самого начала жизни у человека есть два вида памяти: семантическая и эпизодическая. Первая образована вследствие постоянного знакомства ребенка с окружающим миром, когда он запоминает, что перед ним дерево, кошка или стол. Вторую формируют личные воспоминания: погладил кошку — запомнил, что она пушистая, умеет мяукать и царапаться. По мере взросления человека эпизодическая память вытесняет, заменяет семантическую. Ребенок уже не вспомнит факта первого знакомства с животным, у него откладывается в памяти только личный опыт. По мнению ученых, упомянутые виды памяти хранятся в разных частях коры нашего головного мозга, и лишь в 3-4 года с помощью гиппокампа они сливаются воедино, давая возможность владельцу начинать формировать цельные цепочки воспоминаний.

Однако точно установить, когда это происходит, пока не удалось. Более того, несомненно существует часть взрослого населения, у которой сохраняются в памяти самые ранние воспоминания, т.е. феномен детской амнезии их не затронул.

Еще один интересный факт: люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками, и правой, и левой, гораздо лучше помнят дела минувших младенческих дней, чем правши…

Источник

Инфантильная амнезия: почему мы не помним свое детство?

События из раннего детства редко остаются в памяти. Это связано с недостаточной сформированностью сознания и незнанием ребенка категории времени.

Феномен «инфантильной амнезии» характерен для всех людей. Он не связан с нарушением функций мозга.

Что это такое?

Амнезия детства – вид потери памяти, вязанный с невозможностью воспроизвести жизненные события раннего периода.

Большинство людей могут вспомнить и описать школьные годы, рассказать о том, что происходило в возрасте 5 лет, особенно значимые события (рождение сиблинга, переезд, смерть).

У амнезии детства есть биологические предпосылки. Структура мозга, в которой «закрепляется» опыт, окончательно формируется к 2 годам. К этому времени невозможно воспроизвести события, прожитые ранее, потому что закрепляется новый способ запоминания и воспроизведения.

Некоторые люди утверждают, что помнят себя в младенческом возрасте. Однако не удается экспериментально подтвердить подлинность рассказов.

Мозг обладает интересным свойством: при дефиците информации он «достраивает» события и образы. Человек верит, что его воспоминания реальны, но они могут быть искажены.

Как объяснял это явление Зигмунд Фрейд?

Феномен амнезии детства можно объяснить с психологической точки зрения. Фрейд исследовал пациентов и выяснил, что самые ранние события, которые они способны были воспроизвести в памяти, относятся к возрасту 3-х лет.

Ученый объяснил детскую амнезию тем, что психикой подавляются агрессивные и сексуальные проявления в отношениях между ребенком и родителями.

Позднее теория подверглась критике, поскольку ранние детские воспоминания шире, чем агрессивное и сексуальное поведение.

Объяснение с точки зрения неврологии

Разгадка тайны, почему взрослый человек неспособен воспроизвести воспоминания раннего детства, кроется в особенностях работы мозга. У некоторых животных, в частности мышей, также наблюдается феномен детской амнезии.

В одной из канадских лабораторий был проведен эксперимент, в ходе которого выяснилось, что грызуны утрачивали способность воспроизводить ранее полученный опыт после того, как длительное время бегали в колесе.

Читайте также:  Список тестов амнезия икки

Оказалось, что физическая активность поспособствовала тому, что в мозге стали образовываться новые нейронные связи, которые заменили старые.

Способность мозга развиваться и образовывать нейронные сети, обусловлена эволюционно. У взрослых людей это происходит в процессе деятельности, обучения, при этом память сохраняется.

Во время роста организма этот же процесс приводит к забыванию старого опыта. Новые клетки замещают или вытесняют старые, из-за чего перестраиваются ментальные схемы.

Ученые попытались узнать, что происходит в мозге, когда новые клетки приходят на место старых. Новые нейронные связи вступают во взаимодействие со старыми, образуются новые схемы. Старые воспоминания не стираются, а преломляются и видоизменяются.

Человеческие воспоминания состоят из опыта, рассказов других людей, сфабрикованных мозгом событий.

Родственники и близкие испытуемых делились рассказами о событиях давно минувших дней, причем одна из историй была выдумана. Затем испытуемые сами рассказывали о своих воспоминаниях и были убеждены, что выдуманная история происходила с ними в действительности. Утрата детских воспоминаний — плата за возможность развиваться и получать новый опыт.

Влияние особенности развития речи и эмоций

С точки зрения когнитивной теории причина детской амнезии кроется в различии кодирования опыта ребенка и взрослого. Ранние события не привязаны к каким-либо категориям,существуют изолированно.

В старшем возрасте психика перестраивается: опыт сохраняется в контексте времени, места, взаимодействия людей и событий. После того, как опыт становится структурированным, события раннего детства стираются.

Недоразвитие речи осложняет процесс запоминания. Проговаривание событий помогает осознать опыт, упорядочить воспоминания. Когнитивные процессы напрямую влияют на кодирование и хранение информации. Развитие сознания способствует откладыванию автобиографического опыта. Малыш осознает, что есть знания, убеждения, которые принадлежат только ему.

Дети понимают семантическую информацию, но не могут припомнить достаточно информации из прошлого, чтобы сложить образ о себе. В раннем детстве страдает описательная функция речи.

Через разговоры со взрослыми формируются представления о себе, события классифицируются, выделяются общие и главные события прошлого.

Типы воспоминаний

Воспоминаниями называется процесс восстановления в памяти образов, событий, ассоциирующихся с временными и пространственными событиями.

Образы всплывают неосознанно при непроизвольных воспоминаниях и под воздействием силы воли.

Произвольное воспроизведение подразумевает личностное отношение человека и эмоциональную окраску событий. Умение создавать связь между прошлым и настоящим связана с умственным усилием.

Достоверность воспоминаний зависит от развития личностных качеств, умственных способностей, условий запоминания, значимости событий для человека. Механизм запоминания помогает осознанно перерабатывать образы.

Доступные и недоступные

Воспоминания взрослых выборочны. Одни легко воспроизводимы, к другим доступ закрыт. Степень доступности зависит от того, насколько события значимы для индивида, в какой степени относятся именно к нему, несут ли эмоциональную окраску.

Ранние воспоминания лишены перспективы, они монотонны. Человеку легче воспроизвести образы животного, подаренного в детстве, чем посещение детского сада. Существенные события, которые может вспомнить человек, датируются возрастом 2-3 года.

До 4 лет у детей недостаточно развита предлобная кора. Из-за этого воспоминания вырваны из контекста, изолированы. Известные воспоминания воспроизвести сложнее. Физиологически такая возможность появляется к 4,5 годам.

Исчезающие

У детей младшего возраста большой объем памяти, но процессы кодирования и хранения информации формируются в школьном возрасте. Дети могут помнить события до 2-летнего возраста. Взрослые не способны вспомнить это время.

Малыши в состоянии помнить время, когда еще не была развита речь (в предсловесный период). После появления лингвистических навыков опыт, который не был закодирован устно, терялся.

Из-за утраты вербальных компонентов многие воспоминания фрагментированы. Тем не менее, дети в возрасте 6-9 лет более детально описывают пережитый опыт раннего детства.

Способность воспроизводить очень ранние события сохраняется до 10-11 лет. Воспоминания начинают исчезать после 11 лет в связи с развитием мозга: нейробиологические процессы вызывают детскую амнезию.

Забытые

Опыт раннего детства может быть настолько травматичным, что психика, защищаясь, заменяет его другим. Взрослый человек может помнить, что с ним происходило с 3-х лет фрагментарно. Осознанное воспроизведение появляется к 4-5 годам. У людей, переживших потрясение в этот период, детская амнезия наступает в 5-7 лет.

Трагические события разрушительно влияют на центры памяти, воспроизведение опыта становится затруднительно. У детей с трудным детством формируются неявные связи памяти, сформировавшиеся в ответ на травму.

События откладываются в подсознании, они никуда не исчезают, но и не воспроизводятся волевыми усилиями. Такой опыт называется «подавляемыми воспоминаниями».

Ложные

Ложные воспоминания появляются не только у зависимых людей, или переживших травму, но и у вполне психологически благополучных. Известно, что воздействие извне формирует новый опыт, который человек воспринимает, как уже пережитый.

Проводился эксперимент на мышах. Их запускали то в «опасную», то в «безопасную» клетку. В «опасной» среде мышек били током.

В результате у грызунов появился страх. После этого у мышей были активизированы нейроны, отвечающие за память о безопасном месте. Оказалось, что страх теперь присутствовал и в безопасной среде.

На формирование ложных воспоминаний оказывает влияние когнитивный диссонанс. Человеку свойственно новую информацию интерпретировать исходя из предыдущего опыта. Воспоминания лежат в памяти в виде схем, слов, образов.

Новый опыт присоединяется к уже существующему. Вот почему ранние события в детстве и во взрослой жизни воспринимаются по-разному.

Инфляция воображения также искажает память. Суть явления в том, что воображаемые события воспринимаются, как реальные. Воспоминания имеются свойство смешиваться. Ложный прошлый опыт может восприниматься, как реальный, под влиянием эмоционального и социального давления.

Причины

Достоверные причины появления детской амнезии не известны. Каждая психологическая школа объясняет этот феномен по-своему.

Психоаналитики интерпретируют детскую амнезию как результат подавления и вытеснения инстинктов. Когнитивные психологи считают, что детские воспоминания утрачиваются в силу развития когнитивных и речевых функций.

Физиологи и нейроученые имеют свою точку зрения. Специалисты считают, что инфантильная амнезия возникает вследствие недоразвитости мозга в детском возрасте. До 5 лет гиппокамп нестабильно хранит опыт. Нейогенез (образование новых связей) приводит к стиранию уже существующей информации.

Читайте также:  Мнения у кого амнезия

Нейропсихологи считают, что у малышей не развита часть нервной системы, отвечающая за работу долговременной памяти, из-за чего утрачиваются воспоминания.

Специфические симптомы

Характерны признак инфантильной амнезии – неспособность взрослого человека воспроизвести информацию из раннего детства и младенчества. Детская амнезия – это эволюционное приспособление. Отсутствие воспоминаний о своей незащищенности и уязвимости оберегает психику от травм.

Половые различия

Воспоминания у мужчин и женщин отличаются. Девочки помнят более ранний опыт, причем воспоминания имеют детали, эмоциональную окраску.

Это связано с тем, что мамы чаще разговаривают с дочерьми, употребляя оценку, напоминания, эмоционально окрашенные слова. Такая подача информации лучше откладывается.

Женские воспоминания информационно плотные, события связаны не только с собой, но и с эмоционально значимыми людьми. У мужчин больше воспоминаний о себе. Они воспроизводят отрицательный опыт более детально. Хорошо помнят опыт социального взаимодействия, например, игры.

Культурные

Восточные нации лучше запоминают ранний опыт по сравнению с европейцами. В Китае больше внимания в воспитании уделяется мальчикам.

Мужчины способны вспомнить более ранние события детства, чем женщины. Женский пол способен воспроизвести события возраста 6 лет.

Африканцы способны вспомнить довольно ранние события. Особенно чернокожие женщины. Взрослые, принадлежащие к западной культуре, отличаются образностью, эмоциональностью речи, тогда как азиаты больше склонны рассказывать о фактах.

Можно ли вылечить?

Воспроизвести события раннего периода возможно, прибегнув к помощи психотерапевта. Существуют методы работы, при которых человек погружается в состояние транса, его мозг расслабляется и появляются образы детства.

Способы «лечения» детской амнезии:

  • гипноз;
  • свободная беседа;
  • методы психоанализа, когнитивной, поведенческой психотерапии.

Существует информация, которую невозможно воспроизвести по физиологической причине (несформированность определенных центров мозга).

Припоминание с подсказкой

Суть метода в том, что человеку дается слово, связанное с детством. Тот начинает вспоминать все, что имеет какие-то ассоциации. Воспоминания, добытые таким способом, датируются возрастом 3-4 лет. Спустя какое-то время после сеанса человек может припоминать новые события, связанные со словом.

Свободное

Пациент в произвольной форме рассказывает о том, что помнит. Ему не даются наводящие слова-маячки.

Упражнение проходит в форме свободной беседы. Сложно определить, относится ли полученная информация к наиболее ранним воспоминаниям.

Эксперименты показывают, что нет существенной разницы между первым и вторым методом. Одним клиентам проще рассказывать, опираясь на ассоциативную память, другие предпочитают свободный рассказ.

Полное

Клиент должен не только вспоминать прошлый опыт, но и записывать его. Этот метод также представляет собой свободный рассказ без подсказок. Он более эффективный: позволяет лучше понять и осознать опыт детства.

Способ трудоемкий, клиент должен потратить много времени на попытки вспомнить и записать информацию. Информация, полученная в результате полого припоминания, более детальная.

Детская амнезия – загадочный феномен, не изученный в полной мере. Экспериментальным путем не удается получить информацию о достоверности воспоминаний.

Существуют методы, позволяющие оживить ранние события в памяти, но к ним следует прибегать только по необходимости. Пережитый осознанный опыт влияет на сегодняшнюю жизнь.

Полезное видео

Источник

Детская амнезия: почему мы так плохо помним ранние годы

И как сформировать счастливые детские воспоминания

Запомнить собственную жизнь — вот что на самом деле имеет значение. Поэтому так много работ ученых посвящено памяти. Но процесс забывания не менее важен и загадочен. Самый масштабный и охватывающий большое количество важных воспоминаний такой процесс протекает в детстве. Ученые зовут его детской амнезией. Две сестры из Норвегии — нейропсихолог и писательница — Хильде и Ильва Эстбю в книге «Это мой конек» объясняют, почему так происходит, и как сформировать счастливые детские воспоминания.

У большинства из нас в возрасте от трех до пяти лет проходит граница, маркирующая начало жизни, — ее мы и помним. Некоторые фиксируют более ранний период, вплоть до двух лет, другие хранят в памяти очень мало воспоминаний вплоть до семилетнего возраста. А до этой черты остается пустота. О первых годах своей жизни мы знаем благодаря рассказам близких. Но откуда берется это забывание? Как в памяти — причем в определенном возрасте — появляется черта? Это тайна — загадка, над которой ученые бьются более 100 лет, вероятно с тех самых пор, как человечество начало рассуждать о собственном сознании. Это явление — еще одно поразительное свойство нашей памяти.

Теорий существовало много. Может быть, есть связь с языковым развитием? В 1980-е и 1990-е гг. многие объясняли это тем, что маленькие дети еще не говорят, а значит, не способны рассказать о своих впечатлениях родителям или самим себе, поэтому воспоминания и не закрепляются в памяти. Считалось, что для этого необходимо освоить язык на достаточно высоком уровне. Но оказывается, только начавшие говорить предложениями дети рассказывают о событиях, произошедших до того, как они заговорили, — следовательно, предположение неверно. А может быть, когда языковая функция достигает определенного уровня зрелости, воспоминания организуются по-другому? Их как бы перемешивают и раскладывают по-новому, по логично расположенным с точки зрения языка полкам и ящикам? Память — это рассказы, а хорошие рассказы правильно хранят воспоминания? Но и этот вариант не подходит, ведь тогда между воспоминаниями периодов до и после языковой реорганизации существовала бы огромная разница. Вплоть до 2000- х гг. в общей картине не хватало одной важной детали. Когда именно ранние детские воспоминания поглощает забывание, детская амнезия? Ранее кипели дискуссии вокруг того, как взрослые люди оглядываются на воспоминания о детстве. Но разгадка кроется не в этом. С воспоминаниями слишком много всего происходит до того момента, как мы вырастаем, чтобы взрослые могли понять память маленьких детей.

В исследовательской лаборатории Университета Эмори в Атланте, гордо именующей себя Memory at Emory, психолог, профессор Патрисия Бауэр создала специальный центр для детей — там формируются воспоминания. Задача Бауэр — проследить естественное развитие воспоминаний. Для этого требуется терпение и упорный труд. Чтобы добиться этого, ей приходится брать детские воспоминания под контроль, чтобы сравнить их, не обращая внимания на возраст. Дети приходят в лабораторию, видят специальные игрушки (дома у них таких нет), им показывают, как с ними играть. Через несколько месяцев дети возвращаются в лабораторию и снова играют в те же самые игрушки, если помнят, что было в прошлый раз. Таким образом, ученые не зависят от рассказов ребенка, доказывающих, что он действительно что-то помнит. Дети взрослеют, и их воспоминания ученые оценивают в беседе.

Читайте также:  Джесус амнезия хаус оф крип

Патрисия Бауэр провела целый ряд исследований, в течение длительного периода времени наблюдая за детскими воспоминаниями. Она видела, как они формируются, и следила за их судьбой, находясь по ту сторону от детской амнезии. И они не пропали резко, когда детям было четыре. Если задуматься, мы и сами это поймем. Трехлетний ребенок через полгода рассказывает о летних каникулах. Двухлетний малыш скажет пару слов о том, что было несколько месяцев назад. Детская амнезия не возникает резко у четырехлетнего ребенка — он расскажет о событиях двухлетней давности. Вот что обнаружила Патрисия Бауэр: воспоминания четырехлетнего ребенка, исчезающие вследствие детской амнезии, в течение нескольких лет хранятся в детской памяти, а затем постепенно растворяются.

Чтобы понять, что происходит, рассмотрим продолжительность жизни воспоминаний двух-, трех-, четырехлетнего ребенка — и так далее. Опыт двухлетнего ребенка, ставший воспоминанием, живет меньше, чем воспоминания трехлетнего малыша. Судя по всему, у ранних воспоминаний наименьший срок годности. Они быстро портятся и погибают. Ребенок взрослеет, и постепенно срок годности воспоминаний увеличивается, пока наконец не достигает почти неограниченного времени хранения зрелых воспоминаний. Когда ребенок достигает своей границы детской амнезии, его воспоминания приобретают прочность, свойственную памяти взрослого человека. Появившиеся до этого возраста воспоминания постепенно слабеют — у большинства они окончательно испаряются примерно в девятилетнем возрасте. Таким образом, языковая реорганизация памяти не объясняет тот факт, что воспоминания, описываемые шестилетним ребенком, пропадают после его девятилетия. Но язык тоже влияет на этот процесс. Патрисия Бауэр выявила четкую связь между тем, как родители говорят с детьми о приобретенном ими опыте, и тем, насколько прочно он закрепляется. Воспоминания, которые родители проговаривают вместе с детьми раз за разом, становятся частью истории ребенка о себе самом и оживают благодаря конструктивной памяти.

«Если вы хотите, чтобы ваш ребенок что-то запомнил, говорите с ним об этом, — рекомендует нейробиолог Кристина Вальховд. — Зачастую родители придают особое значение именно положительному опыту ребенка».

Благодаря этому у вашего ребенка будет счастливая жизненная история.

«Говорят, никогда не поздно сделать свое детство счастливым. Многое зависит от того, каким эпизодам жизни ребенка придается значение», — произносит профессор Кристина Вальховд.

Ранние детские воспоминания у людей очень разные. Некоторые из самых ранних — обрывки реально пережитых событий. Мелкие, живые мгновения — со светом, звуком, а главное, с туманной атмосферой. Некоторые люди утверждают, что у них есть четкие воспоминания о том времени, когда им еще не исполнилось двух лет. Воспоминания многих людей отслеживаются по фотографиям или рассказам родителей. Протекающий в памяти процесс реконструкции вовлекает воспоминания и оживляет впечатления, даже когда от первоначального воспоминания не остается и следа. Так из реального опыта рождается ложное воспоминание. Подобные конструкции порой появляются очень рано и кажутся настоящими воспоминаниями. Человек уже не помнит, что про это событие ему только рассказывали, но это не так уж и странно. Подобного рода дополнительная информация не то же самое, что и живой элемент впечатления. Если мама рассказала пятилетнему ребенку о летнем путешествии, во время которого ему было два года, он, вполне возможно, живо его себе представил и запомнил именно свои фантазии, забыв, что обо всем ему рассказала мама.

И мама тоже забыла, что рассказывала ребенку. Так реконструкция незаметно становится детским воспоминанием. Когда мы беседуем с людьми об их воспоминаниях, некоторые абсолютно не верят, что помнят некоторые события только благодаря чужим рассказам и фотографиям. Насколько ранним бывает возраст фиксации первого воспоминания — по-прежнему тайна.

Снова отправимся в путешествие сквозь кору головного мозга — к гиппокампу, в височную долю. Вдруг это ключ к тайне детской амнезии? По одной из теорий, у совсем маленьких детей гиппокамп недостаточно зрелый, чтобы надежно фиксировать воспоминания. Ему необходимо не только вырасти и созреть, но и образовывать эффективно работающие нейросети вместе с корой головного мозга. Параллельно кора головного мозга сильно увеличивается в размерах. Вероятнее всего, из-за хаоса у связей просто нет возможности закрепиться как следует, как у появляющихся позже воспоминаний, когда все встает на свои места.

Новые — сенсационные и более спорные — теории принимают во внимание другие стороны развития гиппокампа. Одни утверждают, что нейроны места и нейроны решетки, помещающие воспоминания в пространственный контекст, не готовы фиксировать обстановку до того, как ребенок начнет передвигаться самостоятельно, а кроме того, необходимо время для калибровки механизма по размещению воспоминаний — это происходит по мере взросления. Другие предполагают, что все дело в тонком белковом слое, которым постепенно обрастает пространство между нейронами и синапсами, — перинейрональной сети. Функция этих мелких структур — защита связей между нейронами, что необходимо для фиксации следов памяти. За жизнь в мозге их образуется множество. Если можно так выразиться, ход мыслей у человека замедляется по мере того, как перинейрональные сети все плотнее окутывают нейроны. Первые воспоминания не имеют возможности закрепиться, потому что вокруг них перинейрональных сетей еще нет. Это область науки будущего.

Полезная статья? Подпишитесь на наш канал в Дзене и следите за лучшими обновлениями и обсуждениями на “Идеономике”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector