Причины амнезии у подростков

Основные причины и симптомы потери памяти

Амнезия – отсутствие способности к полному или частичному запоминанию и фиксированию информации.

Это симптом неврологического, психиатрического заболевания, результат алкогольной зависимости или дегенеративных процессов в мозге.

Симптом развивается по многим причинам, некоторые до сих пор не изучены в полной мере. О причинах возникновения амнезии у пожилых и молодых людей (кратковременной, резкой и внезапной, временной и полной потери памяти), а также симптомах расскажем в статье.

Почему возникает частичная и полная амнезия?

Существуют различные классификации патологий памяти. Исходя из критерия скорости развития, выделяют острую и прогрессирующую амнезию.

Резко наступившая утрата вызвана травматическим событием: ушибом, ударом. Недуг является временным.

Прогрессирующая форма наступает в связи с изменением работы некоторых структур мозга в силу возрастных изменений.

По критерию продолжительности амнезия делится на кратковременную и долгосрочную. Краткосрочная отличается способностью восстанавливать утраченные воспоминания. Пациент знает, что происходило до события, но травматический момент описать не может.

Причинами тому являются травмы психологического и физиологического характера, запредельный эмоциональный стресс, травмы головы. Постепенно события восстанавливаются, начиная с самых ранних. Временное расстройство памяти возникает по причине воздействия на клетки мозга психоактивных веществ, алкоголя, транквилизаторов.

Амнезия часто входит в ряд симптомов других заболеваний:

  • сенильной деменции альцгеймеровского типа;
  • злокачественных новообразований в мозге;
  • дрожательного паралича;
  • эпилепсии;
  • ВИЧ–инфекции;
  • менингита;
  • длительной депрессии.

Долговременная утрата способности к запоминанию свойственна для посттравматического состояния, старческих изменений.

Отмирание клеток мозга под воздействием токсических веществ и лекарственных препаратов приводит к необратимым последствиям, утрате функций запоминания, сохранения, воспроизведения информации. Клетки гибнут у постинсультных больных при моторной амнезии.

По критерию распространенности амнезия делится на частичную, утрачиваются фрагменты из жизни, и полную, когда пациент пребывает в дезориентации, не может определить время, место нахождения, назвать свои данные.

Стираются все воспоминания за определенный период. Невозможность воспроизвести информацию свойственна диссоциативной фуге – тяжелому расстройству, наступившему после пережитой экстремальной ситуации.

Частичная амнезия встречается при эпилепсии, когда пациент не помнит непосредственно припадок. Утрачивается одна или несколько модальностей (забывание навыков, потеря способности к узнаванию людей, предметов) по причине поражения клеток мозга, влияния стресса, особенностей личности (истерическая амнезия).

Глобальная амнезия отличается спутанностью сознания, развивается по причине транзиторной ишемии, мигрени, атеросклероза.

Особые основания развития патологии для людей молодого и пожилого возраста

Провалы в памяти в сенильном возрасте являются следствием атрофических изменений в коре головного мозга.

Амнезия у пожилых – симптом предстарческого слабоумия, болезни Альцгеймера, токсической энцефалопатии, сенильной деменции. Память ухудшается постепенно, является необратимым процессом.

Транзиторная глобальная амнезия сочетает ретроградную и антероградную форму, начинается внезапно, длится около суток. Ею страдают люди в возрасте от 50 до 70 лет. Предполагается, что данная форма является результатом ишемии, мигрени, нарушения кровообращения, судорожного синдрома, сильного психологического стресса.

У людей трудоспособного возраста память теряется вследствие инсульта, сосудистых заболеваний, травм мозга, эпилепсии, шизофрении, энцефалита, может быть последствием криза, наблюдаться при интоксикации.

Органические и психологические факторы риска

Потеря памяти встречается в картине болезней ЦНС, является результатом длительных хронических заболеваний, опухоли мозга.

Органическая природа амнезии включает в себя:

  • черепно-мозговые травмы;
  • нарушение мозгового кровообращения;
  • старческое слабоумие;
  • нарушения когнитивной сферы;
  • эпилепсию;
  • ишемию мозга;
  • эмболию в верхней части базилярной артерии;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • нарушение работы гипоталамуса.
  • Психологический фактор занимает отдельное место среди причин нарушения памяти. Особое влияние на когнитивную функцию оказывает запредельный стресс, хроническая усталость, ухудшение концентрации внимания, задумчивость, экспансивное состояние.

    Нарушение циркадного ритма, гиподинамия, плохое питание и дефицит витаминов (в особенности витамина В1), угнетение кровообращения, проблемы с обменом веществ, интоксикация алкоголем и психоактивными веществами, запои.

    Симптомы и признаки

    Главный симптом — отсутствие возможности вспомнить текущие или прошедшие события.

    Согласно закону Рибо, относящемуся к прогрессивной амнезии, пациент забывает то, что произошло недавно, затем более отдаленное прошлое, давние события. Восстанавливается информация в обратном порядке.

    Существуют признаки, предшествующие наступлению амнезии, и сопровождающие ее. К ним относятся:

  • головная боль и головокружения;
  • утрата концентрации внимания;
  • сложности в запоминании;
  • частичная потеря воспоминаний;
  • конфабуляции;
  • сонливость;
  • растерянность.
  • Амнестический комплекс проявляется не изолированно, а вместе с другими симптомами недуга. Например, постинсультная амнезия сопровождается снижением способности воспроизводить текущие события, расстройством речи, двигательными нарушениями.

    Читайте также:  Тест моя геройская академия амнезия

    Диссоциативной амнезии предшествуют склонность к бродяжничеству, аффективные реакции, растерянность. Сочетание нескольких видов амнезии встречается в рамках Корсаковского синдрома.

    Диагностика

    Во время первой встречи происходит знакомство специалиста с пациентом, выясняется анамнез заболевания. Врач задает вопросы с целью выявления жалоб, спрашивает, были ли эпизоды потери сознания, эпилептические припадки.

    Важно определить хронологию симптомов. Специалист задает вопрос: «До какого года (месяца, числа) Вы были здоровы?» Если пациент не помнит, задаются вопросы о жизни: где и когда учился, в каком году женился, вышел на пенсию и т.д. Затем спрашивает, были ли в этот период затруднения с памятью ли какие-то другие симптомы.

    Уточняется также, проводилось ли ранее лечение, его эффективность.

    Попутно врач узнает особенности периода от рождения до года, особенности сексуальной жизни, наличие детей (родов). Если есть предположение о наследственной предрасположенности, составляется родословная. Сведения касаются наличия образования, состава семьи, профессии, условий труда, травм, операций, присутствия физической активности в жизни, интеллектуальных нагрузок, вредных привычек.

    Неврологический статус пациента

    Оценка неврологического статуса – главное средство нейромониторинга. В условиях реанимации осмотр является наиболее доступным методом, позволяющим оценить состояние пациента.

    Конечная цель оценки неврологического статуса заключается в постановке диагноза и в улучшении функционального состояния мозга. Неврологическое обследование проводится несколько раз, чтобы оценить его эффективность терапии, предупредить осложнения.

    Врач проверяет состояние черепно-мозговых нервов, определяет объем движения глазных яблок, оскал зубов, симметричность языка.

    Специалист смотрит, нет ли нарушения мимических и произвольных движений. Патологические признаки говорят о наличии опухоли, энцефалита, нарушении мозгового кровообращения.

    Оцениваются движения туловища, конечностей, походка, мышечный тонус, устойчивость в позе Ромберга.

    Исследуется двигательная сфера: объем движений верхних и нижних конечностей, пальцев, суставов, сгибание, разгибание. Необходимо узнать, присутствует ли боль. Изучается мышечная сила верхних и нижних конечностей.

    Изучаются следующие показатели:

  • рефлексы;
  • состояние вегетативной нервной системы (цвет кожных покровов, сухость кожи, потливость);
  • речь (невнятность, дизартрия, афазия);
  • сознание (кома, ступор, ясное);
  • ориентировка в месте и времени;
  • наличие головной боли, тошноты, рвоты;
  • обоняние;
  • зрение;
  • слух;
  • чувствительность на лице;
  • исследование лица в покое, наличие слезотечения;
  • глотание.
  • Особенности психодиагностического исследования

    Психологическое обследование включает набор диагностических методик, позволяющих определить состояние той или иной психической функции, уровень интеллекта, психологические ресурсы, личностные особенности, эмоциональное состояние.

    Исследование состоит из нескольких этапов:

    • беседы;
    • заполнения опросников, анкет;
    • выполнения тестов, проективных методик.

    Специалист пишет заключение, дает рекомендации, направляет к психотерапевту или психиатру. Основными методами исследования являются беседа и наблюдение. Расспросы начинаются с узнавания о самочувствии и настроении.

    Если по состоянию пациента видно, что разговор невозможен, специалист отграничивается наблюдением. Необходимо вначале описать внешний облик, поведение, эмоциональные проявления, — то, что удалось выяснить в процессе наблюдения. Затем описывается познавательная сфера.

    Диагностика расстройства памяти включает вопросы о наличии трудностей в запоминании. Пациенту предлагаются тесты на исследование кратковременной памяти, способности запоминать и воспроизводить новую информацию.

    Исследуется память на недавние и отдаленные события. Недавние события специалист оценивает, расспрашивая пациента об одном-двух днях жизни.

    Память на отдаленные события оценивается в процессе беседы, когда просят рассказать о событиях давно минувших дней. Стандартизированные методики помогают дать количественную оценку и дать прогноз о нарастании расстройства.

    Причину нарушения когнитивной функции можно определить при дифференциальной диагностике: по биохимии крови, анализу спинномозговой жидкости, МРТ, ЭЭГ, КТ.

    Анализ крови дает информацию о наличии алкогольной и лекарственной интоксикации. Недуг может наступать в результате метаболических и гормональных нарушений. МРТ, КТ дают информацию о наличии или отсутствии опухоли, гидроцефалии, сосудистых аномалиях. ЭЭГ назначается при подозрении на эпилепсию.

    Диагноз ставится на основе анамнеза, клинических проявлений, результатов исследований. Для полноты картины требуется беседа с родственниками.

    Достоверный диагноз ставится на основании определенных симптомов: наличия нарушения памяти на недавние события, антероградной и ретроградной амнезии, уменьшения способности воспроизводить события отдаленного прошлого в обратном порядке, нарушения внимания, сознания, интеллекта, наличия в анамнезе перенесенных заболеваний мозга.

    Амнезия «сопровождает» серьезные заболевания, в том числе патологию сосудов мозга. Наличие амнестических нарушений является серьезным основанием, чтобы обратиться к врачу. Своевременная диагностика позволяет начать лечение амнезии и улучшить качество жизни пациента.

    Источник

    Почему у современных детей все чаще наблюдаются проблемы с памятью и что с этим делать

    Принято считать, что с проблемами памяти сталкиваются уже пожилые люди – стареющий мозг работает хуже и уже не способен оперировать памятью так же ловко, как раньше. Но порой расстройства концентрации или памяти случаются и у детей.

    В чем причина подобного явления и что с ним делать?

    Шесть причин плохой памяти у детей

    Врачи выделяют следующие варианты.

    Читайте также:  Счастливы вместе у даши амнезия

    Во-первых, проблемы с умственным развитием (внимание и память как его части) могут быть вызваны врожденными хромосомными заболеваниями. Например, синдромом Дауна. Родители могут узнать о подобных проблемах еще во время беременности или уже после рождения малыша, но остаться совсем без внимания такие нарушения не могут – эти семьи знают, к каким врачам обращаться и регулярно у них наблюдаются.

    Во-вторых, к проблемам с памятью или концентрацией внимания могут привести приобретенные уже при жизни травмы или болезни. Дети особенно подвержены психическому дистанцированию от неприятных ситуаций: после несчастного случая или травмирующего опыта большинство детей забывают его. Симптомами подобной амнезии будут избирательные провалы в памяти, которые касаются воспоминаний о неприятном событии; потеря прежней безмятежности и другие особенности психического развития. Травма в детстве оставляет отпечаток на всю будущую жизнь, поэтому таким детям особенно важно наблюдаться у детского психотерапевта и находить поддержку в близких людях.

    Третья причина. Негативное влияние на память оказывает интерес к алкоголю и наркотикам в подростковом возрасте. Мало того, что алкоголь сам по себе приводит к токсичной амнезии, после чего и взрослый человек не может вспомнить наутро события предыдущей ночи; так спиртные напитки еще и разрушают активно формирующийся мозг юноши и девушки.

    Нервные проблемы. Также среди подростков причинами потери концентрации и памяти могут быть стрессы, психические расстройства (включая расстройства пищевого поведения), нагрузки перед экзаменами и постоянный невроз на фоне подростковых проблем.

    Способ жизни. Большую роль играет недосып или нездоровый режим сна.

    Еще одна серьезная современная причина – увлечение компьютерными играми. У всех детей, которые уделяют этому больше часа в день, заметно снимажется порог запоминания и падает успеваемость в школе.

    Продолжительное влияние негативных факторов на мозг подростка приводит к тому, что он вскоре перестает полноценно работать – и развивается дисмнезия. Для нее характерны слабое запоминание и хранение новой информации, запутанность мыслей и рассудка, постоянная усталость, упадок настроения и порой головная боль.

    Как помочь ребенку

    Для контроля за состоянием своего ребенка стоит часто интересоваться его буднями, успеваемостью и задавать наводящие вопросы. Для каждой возрастной группы темы будут разные: в садике стоит спрашивать имена друзей и меню за обедом, в школе уточнять пройденные темы или расписание уроков, а к подростку лучше приходить с нейтральными или приятными для него темами. Да, полезной будет даже беседа о его любимой группе, узнайте от него обо всех участниках!

    Если в ответах на эти вопросы или от воспитателей вы услышите указания на проблемы с памятью, вы сможете своевременно отвести ребенка к врачу и предотвратить более серьезные проблемы. Главное – не запустить этот процесс до такой степени, что последствия плохой памяти ребенка будут преследовать всю последующую жизнь.

    Источник

    Как вылечить нарушение памяти у ребенка

    У детей память начинает развиваться после установления первых условных рефлексов. Это происходит на 15 день после рождения, когда возникают ранние условные пищевые рефлексы, движения головой, раскрывание рта и сосательные движения.

    Развитие способности запоминать на пятом месяце судится по тому, узнает ли ребенок свою маму и какие реакции возникают у него. В норме дети улыбаются и всплескивают руками.

    К концу первого года жизни дитя обнаруживает отсутствующую вещь. Он удивляется, когда не находит любимую игрушку в углу комнаты. Когда детям называют наименование предмета, глаза начинаются бегать по комнате в поиске того предмета – он уже запоминает слова.

    На 2-3 году у него формируются первые воспоминания на фоне развития речи – слова составляют образ воспоминания, которое хранится в долговременной памяти.

    Отчетливо воспоминания остаются в голове после 5-6 лет жизни. Обычно события подкрепляются яркими эмоциями. События без эмоциональной значимости вытесняются. В это же время развивается способность намеренного запоминания информации и наглядно-оaбразная память.

    Читайте также:  Новинки дискотека амнезия 2015

    После 10 лет развивается ассоциативная память. Дитя запоминает информацию не механически, а путем ее осмысления и установления причинно-следственных связей. В старшей школе запоминание опирается уже на мышление и имеющиеся знания.

    Что это такое

    Расстройства памяти – это нарушение запоминания, хранения, воспроизведения и стирания информации о навыках, знаний, опыта, воспоминаний.

    Память – психический процесс, взаимодействующим с другими процессами: мышлением, эмоциями, волей и вниманием. Это значит, что нарушение запоминания влекут за собой нарушение других психических расстройств. И наоборот, расстройства речи и мышления снижают способность ребенка запоминать информацию.

    Причины

    Нарушение запоминания у дитя возникает из-за врожденных и приобретенных факторов. Врожденные причины:

    • алкоголизм и наркомания матери;
    • родовая травма, детский церебральный паралич;
    • недоношенность и недоразвитие центральной нервной системы;
    • повреждение генетического материала из-за мутаций или хромосомных аберраций;
    • острые токсические состояния беременной на фоне токсикоза, краснухи, токсоплазмоза, внутриутробных инфекций;
    • опухоли головного мозга.

    Приобретенные факторы и психические расстройства:

    1. подростковый алкоголизм;
    2. синдром дефицита внимания и гиперактивности;
    3. расстройства аутистического спектра;
    4. олигофрения;
    5. депрессия;
    6. инфекции головного мозга, опухоли, черепно-мозговая травма;
    7. острое или хроническое нарушение кровообращения.

    Симптомы

    Симптоматика расстройств запоминания у детей отличается от взрослой. Так, при нарушении сознания (сумеречное помрачение, онейроид, сопор, кома, аменция) воспоминания полностью вытесняются – тотальная амнезия.

    У взрослых алкогольный палимпсест (выпадение событий во время употребления алкоголя) возникает на фоне хронического алкоголизма. У подростков палимпсест наступает в первое алкогольное опьянение.

    Ретроградная амнезия выражена слабо. Обычно вытесняется очень короткий эпизод перед острым периодом заболевания.

    Чаще всего у детей наблюдается дисмнезия. Это ухудшение запоминания, хранения и воспроизведения. В большей степени нарушается способность запоминать и воспроизводить недавние события: информация из учебников или прочитанных книг, фильмов. Дисмнезия выявляется преимущественно у школьников.

    Возможны преходящие нарушения – сниженный объем зрительной памяти детей на фоне цереброваскулярных нарушений. Устойчивое снижение процессов запоминания развивается при психоорганических патологиях: черепно-мозговой травме, дисциркуляторной энцефалопатии, гидроцефалии, олигофрении.

    Качественные нарушения – парамнезии – у маленьких пациентов практически не изучены. Нет данных о том, как конфабуляции, псевдореминисценции и криптомнезии протекают у больного ребенка. У детей может встречаться корсаковский синдром (фиксационная амнезия, дезориентация), который может включать псевдореминисценции.

    У детей развита фантазия. Поэтому у них могут возникать конфабуляции – воспоминания, которых никогда не было. Ложные воспоминания обычно содержат фантастические сцены, облагороженные множеством деталей.

    С другими заболеваниями

    Память детей с нарушением слуха компенсируется в сторону визуально-образного запоминания. Такие дети лучше запоминают содержание картин, лучше запоминают оттенки цветов и быстрее узнают знакомый объект. Снижена словесная память – детям трудно запоминать новые слова. У детей с нарушением слуха долговременная память развита лучше, чем у пациентов без слуховых дефектов.

    Дети с нарушением зрения хуже запоминают зрительную информацию, но лучше запоминают начало материала, чем окончание. Хуже у слабовидящих и слепых пациентов механическая память. Однако ассоциативная память развита лучше – дети с дефектами зрения лучше запоминают информацию, где нужно устанавливать причинно-следственные связи.

    Нарушена память у детей с нарушениями интеллекта – олигофренией. У пациентов значительно снижен объем всех видов памяти: сенсорной, тактильной, словесной, образной, механической. Ассоциативная память у детей с нарушением интеллекта находится в зачаточном виде. Лучше всего олигофрены запоминают эмоционально яркие события.

    Память у детей с нарушениями речи имеет следующие особенности: уменьшается количество используемых слов и словарного запаса, частые ошибки при воспроизведении слова. У больных с нарушением речи снижем объем памяти, они медленнее запоминают. Однако в процессе обучения допускают меньше ошибок.

    Нарушения памяти у детей с дизартрией выражены слабо. Объем памяти практически не отличается от объема памяти детей без дефектов произношения. Смысловая память развита лучше, чем механическая.

    Диагностика

    Для выявления нарушений памяти проводится клиническая беседа. В ходе общения врач выясняет сопутствующие симптомы психических расстройств или соматических заболеваний. Для выявления нарушений памяти используются методики «10 слов» и «Пиктограммы».

    Лечение и профилактика

    Сначала лечится основное заболевание. После его излечения нужно восстановить когнитивный дефицит, включая память. Для этого используется нейропсихологическая коррекция. Методы восстановления памяти у детей:

    1. мозжечковая стимуляция;
    2. ритмотерапия;
    3. интерактивый метроном;
    4. нейродинамическая коррекция;
    5. нейроакустическая стимуляция по методу Томатис;
    6. медикаментозное лечение ноотропными препаратами и нейропротекторами.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector