Закон рибо- джонсона прогресуючая амнезия

закон Рибо

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое “закон Рибо” в других словарях:

Закон Рибо — закономерность, сформулированная в конце XIX в. Т. Рибо , согласно которой разрушения памяти при прогрессирующей амнезии , например в случаях заболеваний или в пожилом возрасте, имеют определенную последовательность. Сначала становятся… … Психологический словарь

Закон Рибо — (Ribot Th., 1881). Закон регрессии (возвращения) памяти при прогрессирующей амнезии. Вначале ослабляется память на недавние события, затем ухудшается репродукция и старого багажа памяти, и постепенно амнезия охватывает весь умственный запас, не… … Толковый словарь психиатрических терминов

Закон Рибо — (Ribot, 1881) описывает общую последовательность утраты памяти при прогрессирующей амнезии: 1. в начале теряется память на текущие события (фиксационная амнезия): 2. затем исчезает память на доболезненные впечатления от относительно свежих по… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Рибо закон — см. закон Рибо Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

ЗАКОН ДЖЕКСОНА — (англ. Jackson s law) эмпирическое обобщение, согласно которому степень «сопротивления» психической функции ее расстройству прямо связана с эволюционной древностью этой функции. Иначе говоря, недавно возникшие в эволюции когнитивные функции… … Большая психологическая энциклопедия

Рибо закон — См. Закон Рибо … Толковый словарь психиатрических терминов

Рибо (Рибота) закон — – обобщение, согласно которому развитие прогрессирующей потеря памяти определяется процессом, как бы обратным ходу индивидиуального формирования психологических структур, включая память, то есть такая амнезия отражает типичную последовательность… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЗАКОН — – 1. Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие «З.» родственно понятию «сущность». З. выражает общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса. Познание З.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Закон обратного хода памяти — Син.: Закон Рибо. Закономерность, согласно которой при физиологическом старении и при органических заболеваниях головного мозга прогрессирующий распад памяти происходит в последовательности, обратной накоплению информации в течение жизни, то есть … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Рибо (Ribot) Теодюль — (18.12.1839 9.12.1916, Париж) французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии. Автор книг Болезни памяти (1881), Болезни воли (1883), Болезни личности (1885). Разрабатывал проблемы внимания , воображения ,… … Психологический словарь

Источник

АМНЕЗИЯ

АМНЕЗИЯ (греческий amnesia — забывчивость, потеря памяти) — нарушение памяти с утратой способности сохранять и воспроизводить приобретенные знания. В клинической медицине термин «амнезия» употребляется обычно как сборное понятие и в случаях генерализованных расстройств памяти, и в более узком смысле для обозначения ограниченного пробела воспоминаний, отсутствия памяти на определенный отрезок времени.

В рамках генерализованных расстройств памяти говорят об амнезии главным образом в двух случаях. При органических заболеваниях мозга нередко рано нарушается способность запоминать, фиксировать новые сведения — фиксационная амнезия. При этом нарушении ослабевает или отсутствует память на текущие, недавние события при сохранности ее на приобретенные в прошлом знания. Расстройства запоминания типа фиксационной амнезии бывают особенно выраженными при корсаковском синдроме (см.) и корсаковском психозе (см. Алкогольные энцефалопатии), при некоторых интоксикациях (например, окисью углерода), черепно-мозговых травмах, атеросклеротических и других органических психозах. Невозможность удержать в памяти свежий опыт, запоминать новые факты и обстоятельства только что случившегося, неспособность «научаться» или «обучаться» (по выражению многих зарубежных авторов) приводят, несмотря на некоторую сохранность способности к «примечанию» того, что происходит, к амнестической дезориентировке в обстановке и окружающих лицах, во времени и последовательности событий.

При старческом слабоумии, других атрофических поражениях мозга, прогрессивном параличе и других грубо органических процессах возникают более глубокие формы генерализованного нарушения памяти, происходит постепенное и далеко идущее опустошение ее запасов, то есть приобретенных сведений и знаний, — прогрессирующая амнезия.

Разрушение и утрата запасов памяти развиваются при прогрессирующей амнезии в определенной последовательности: от более частного к более общему, от позднее приобретенного, менее прочно закрепленного и менее автоматизированного к тому, что приобретено раньше, прочнее закреплено, более организовано и автоматизировано, от менее эмоционально насыщенного к более эмоционально значимому. Наиболее закрепленные автоматизированные моторные следы (двигательные навыки, походка, жесты и тому подобное) сохраняются поэтому дольше всего. Закономерности постепенного, последовательного опустошения памяти при прогрессирующей амнезии были сформулированы французским психологом Рибо (Т. Ribot) — закон Рибо; они подчиняются основным закономерностям распада психической деятельности вообще.

Читайте также:  Виагра транзиторная глобальная амнезия

Явления амнезии в более узком понимании, то есть развитие полных (тотальных) или частичных (парциальных, лакунарных) пробелов памяти на определенный период времени, наблюдаются при помрачении или изменении сознания (кома, сопор, сумеречные, делириозные и аментивные состояния, состояния патологического аффекта, патологического опьянения и тому подобное). Такие формы амнезии встречаются часто после черепно-мозговых травм, уремии, отравлений, электросудорожных припадков, эпилептических расстройств. При изменениях сознания, сопровождающих, как правило, все эти патологические состояния, нарушается внимание, восприятие, способность сосредоточиться, что приводит к невозможности запоминания и более или менее полной утрате воспоминаний на определенный отрезок времени. Выпадение (как правило, полное) воспоминаний ограничивается часто не только периодом нарушения сознания — конградная амнезия, но может распространяться и на события, которые предшествовали состоянию измененного сознания или развитию острого психотического синдрома. Такая амнезия носит название ретроградной амнезии; она может распространяться на различные отрезки времени — от нескольких часов и дней до нескольких месяцев и даже лет. Если же утрачиваются воспоминания о переживаниях и событиях, которые были по окончании расстройства сознания или болезненного психического состояния, говорят об антероградной амнезии. Иногда обе формы сочетаются, то есть выпадают воспоминания как о предшествующих болезненному состоянию, так и о последующих за ним событиях — антероретроградная амнезия. Длительность и выраженность посттравматической ретро- и антероградной амнезии. коррелирует обычно с тяжестью черепно-мозговой травмы и бывает наиболее выраженной в первое время после травмы.

После соответствующего внушения наблюдаются также ограниченные пробелы памяти для событий во время гипноза — постгипнотическая амнезия. Юнг (С. G. Jung) различал также и аутогипнотическую амнезию, вызванную самовнушением и истерическим вытеснением определенных событий. Кататимной амнезией называют пробелы памяти, возникающие психогенно в отношении неприятных, аффективно насыщенных впечатлений и событий. Под названием периодической амнезии Рибо описал случаи «альтернирующего сознания», при которых в одном состоянии сознания отсутствуют воспоминания о пережитом в другом состоянии. При выходе из всех этих состояний амнезии больной ничего не помнит или только смутно вспоминает отдельные факты и образы.

См. также Память, расстройства.

Библиография: Гиляровский В. А. Психиатрия, с. 59, М., 1954; Голант Р. Я. О расстройствах памяти, Л.—М., 1935, библиогр.; Кербиков О. В. и др. Учебник психиатрии, М., 1968; Перельман А. А. Функции памяти и ее патология, Баку, 1927; Wiесk Н. Н. u. Stäcker К. Zur Dynamik des «amnestischen» Durchgangs — Syndroms, Arch. Psyeniat. Nervenkr., Bd 205, S. 479, 1964, Bibliogr.

Источник

Закон рибо- джонсона прогресуючая амнезия

Схемы ответов на экзаменационные вопросы

Вопрос: Расстройства памяти. Диагностическое значение расстройств памяти.

Расстройства памяти:
А. количественные
Гипермнезия – резкое обострение памяти. Встречается при маниакальных состояниях, как компенсация недостатка интеллекта у олигофренов в степени дебильности.
Прогрессирующая гипомнезия — постепенно нарастающее ослабление памяти или отдельных ее компонентов (при сосудистых заболеваниях головного мозга, главный компонент парциальной деменции).
Снижение памяти идет по закону Рибо: от позднего (недавнего) к раннему (событиям юности), от частного к общему, от эмоционально нейтрального к эмоционально значимому
Амнезии – полная утрата памяти на события определенного промежутка времени
1. Ретроградная, антероградная, конградная, ретроантероградная
2. Прогрессирующая амнезия – формируется при тотальной деменции. развивается по закону Рибо
3. Фиксационная амнезия – утрата способности запоминать, при Корсаковском с-ме
Б. Качественные расстройства памяти (парамнезии)
Псевдореминисценции — перенос реально имевших место событий обыденного содержания из прошлого в настоящее.
Конфабуляции (ложные воспоминания) — вымышленные события неправдоподобного, фантастического характера.
Криптомнезии
– воспоминания, почерпнутые из книг, рассказы о событиях, случившихся с другими людьми, которые больные приписывают себе

Вопрос: Корсаковский синдром. Клиническая характеристика и диагностическое значение.

Корсаковский амнестический синдром:

1. Фиксационная амнезия (+ ретроградная амнезия событий с момента развития фиксационной амнезии).
2. Амнестическая дезориентировка во времени и окружающем (из-за неспособности запомнить место пребывания и текущую дату).
3. Конфабуляции и псевдореминисценции (заполнение пробелов памяти ложными воспоминаниями).
Может быть обусловлен различными интоксикацими (в т.ч. алкогольной), инфекциями, черепно-мозговыми травмами.

Читайте также:  Расстройство узнавания это амнезия

Вопрос: Врожденное и приобретенное слабоумие. Клинические формы деменции.

Расс тройства интеллекта:
А. Олигофрения – врожденное слабоумие. Причины в нарушении внутриутробного развития или в патогенных факторах, действующих в возрасте до 3 лет.
Степени: Дебильность, Имбецильность, Идиотия
Б. Деменция – приобретенное слабоумие (снижение прежде сформированного интеллекта, возникает в возрасте старше 3 лет).
Виды:

1. Парциальная деменция: Неравномерная выраженность нарушений памяти ( прогрессирующая гипомнезия ) и мышления ( по органическому типу ), Сохранность « ядра личности », Чаще сохранена ориентировка в собственной личности и ситуации, Наличие осознания болезни с критическим отношением к своему состоянию, Эмоциональная лабильность, При сосудистых заболеваниях головного мозга

2. Тотальная деменция: Охватывает все виды психической деятельности и с течением заболевания завершается их полным распадом ( прогрессирующая амнезия , апраксия , афазия и пр .). Разрушение « ядра личности », Часто дезориентированы в собственной личности и ситуации , Отсутствие критики к состоянию , При атрофических заболеваниях головного мозга , прогрессивном параличе .

Источник

Виды амнезий. Изменения памяти при корсаковском синдроме. Закон регрессии Рибо

Амнезия – любая потеря памяти по своему масштабу и течению значительно превосходящая обычное забывание. Ретроградная амнезия – утрата воспоминаний о событиях, произошедших до возникновения заболевания. Конградная амнезия: сознание потерял, информация в мозг не поступает, следовательно нет следов памяти. Антероградная амнезия — выпадение из памяти событий, происходивших после восстановления сознания. Еще бывают амнезии постгипнотические и инфантильные (мы не помним ничего, что было до 2-3-х лет). Классификация амнезий (Рибо):

ü Временные амнезии. Неожиданно начинаются и неожиданно кончаются (напр., при эпилепсии).

ü Периодические амнезии. Забывание некоторых периодов жизни, а иногда и всего того, что человек умеет здесь нужно перевоспитание. Шизофрения: одна «личность» обладает памятью, а у другой – амнезия.

ü Прогрессирующие амнезии. Прогрессирующая амнезия – последовательное выпадение из памяти все более глубоких слоев в результате прогрессирующего органического заболевания (атеросклероз сосудов головного мозга, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, сенильная деменция и др.). Закон Рибо (закон обратного развития памяти): сначала снижается способность к запоминанию (гипомнезия), затем забываются недавние события, позже нарушается воспроизведение давно произошедших событий. Это ведет к утрате научных, абстрактных знаний. В последнюю очередь утрачиваются эмоциональные впечатления и практические автоматизированные навыки. По мере разрушения поверхностных слоев памяти у больных нередко наблюдается оживление детских и юношеских воспоминаний.

ü Врожденные амнезии.

Синдром Корсакова. Неврологический статус: паралич конечностей, боли, расстройства чувствительности. Психический статус: расстройство кратковременной памяти. Особенности (по Корсакову):

  1. Страдает только кратковременная память. Все умения и навыки (напр., игра в карты) сохранны.
  2. Память ограничивается тем, что было до болезни (больной очень точно описывает свое путешествие, но забывает, что уже 10 раз повторил это рассказ).
  3. Упроченные сочетания (пословицы, поговорки и т.п.) легко воспроизводятся и часто стереотипно повторяются.
  4. Мышление сужается.
  5. Выраженная абулия (расстройство воли) – потребности чисто физиологические, нет интересов.
  6. Следы памяти остаются. Главная проблема – воспроизведение этих следов, «вытаскивание» их из памяти.

16. Бартлетт о памяти: характеристика подхода, основные методы и результаты исследований.

Эксперименты по заучиванию наизусть показывают, что имеется нормальная и постоянная кривая забывания.

  1. При запоминании материала (особенно бессмысленного) большое количество материала забывается вскоре после запоминания. Результатом усилия запомнить часто является быстрое забывание.
  2. Расположение единиц в той или иной последовательности играет большую роль при запоминании (лучшее для запоминания положения – начальное и конечное).
  3. При запоминании большого и трудного материала распределенное повторение на стадии заучивания более экономно, чем концентрированное.
  4. Запоминание в повседневной жизни редко представляет собой точное повторение оригинала (оно было бы совершенно бесполезным)

Принцип экологичности. Хорошая память – запоминание того, что является наиболее полезным для успешного приспособления к требованиям, предъявленным нам жизнью.

Секрет хорошей памяти – в организации прошлого опыта под воздействием многосторонних интересов, тесно связанных между собой.

Память как конструктивный процесс (СОР)

Память организованна в виде схемы. Основание организации – интересы.

Схема – активная организация прошлых реакций или переживаний, которые должны действовать при любом адаптивном ответе организма.

1) Методика повторной репродукции. Испытуемый воспринимал материал, а потом пытался несколько раз воспроизвести его с 15-минутным интервалом.

Читайте также:  Частичная амнезия при сотрясении

2) Методика сериальной репродукции. Игра «испорченный телефон» (во времена Бартлетта она называлась «русский базар»): первому участнику показывают изображение или зачитывают рассказ, а потом он пересказывает эту информацию второму, второй – третьему и т.д.

Результаты (и там, и там):

  1. Происходят сокращения
  2. Если на картине есть странности, они либо пропускаются, либо стандартизуются.
  3. Ошибки и конфабуляции (культуральные и индивидуальные особенности людей).

По мнению Бартлетта, результаты обеих методик сопоставимы, т.к. разделял мнение о социальном происхождении психики человека (в этом его взгляды близки Выготскому). Задача исследователя: проследить, какие трансформации претерпевает непривычный (инокультурный) материал при многократном повторении.

Вывод: вся информация приходит к схеме.

17. Исследование памяти в бихевиоризме и проблема изучения двигательных навыков.

Проблема научения – центральная проблема в психологии поведения (бихевиоризме). Теоретики этого направления рассматривают научение как приобретенную форму высшего поведения, в основе которой лежит формирование сложных условнорефлекторных связей. Единица научения – навык – возникает как результат простого связывания движений, и в ответ на повторяющийся стимул (S) в конце концов вырабатывается определенный набор реакций (R), т.е. реализуется классическая схема бихевиоризма “стимул – реакция” (S – R), что весьма напоминает ассоциативные теории. Постепенный характер усвоения нового выражается в форме диаграмм или кривых научения , где по оси абсцисс откладывается число проб или попыток, а по оси ординат –время, затраченное на однократное выполнение заданного действия.

Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон считал, что память есть не что иное, как удерживание в течение некоторого времени видимых телесных навыков; сам термин “память” Уотсон считал излишним и считал, что он был придуман “для выражения того факта, что после некоего периода неупражнения в известных навыках функция не исчезает, а сохраняется как часть организации индивида” ([1], с. 78). Процесс образования можно разделить на три периода: 1) период заучивания, 2) период без практики, во время которого заученное не воспроизводится, 3) возобновленное заучивание, которое становится необходимым, так как навык со временем забывается. Если стимул (на который была сформирована реакция в виде навыка) дается в первой стадии, то ответ практически не содержит ошибок. Предъявление стимула во второй стадии приводит к заметным ошибкам, а на третьей стадии ошибок возникает так много, что приходится все заучивать заново. Таким образом, бихевиористы сузили круг явлений памяти до навыков, а научение свели к механическому повторению и заучиванию.

Такая постановка вопроса вызвала критический поток в адрес Дж. Уотсона и его последователей. Н.А. Бернштейн писал, что выработка навыка понималась в этой школе как проторение связующих путей в мозгу в результате многочисленных упражнений, что на самом деле не соответствует действительности. Когда навык еще не сформирован, то нечего повторять и заучивать: в случае двигательной задачи (например, разучивание цирковых трюков) первые попытки сделать сальто настолько непохожи на то, что должно получиться в результате длительных тренировок, что нет никакого смысла заучивать эти неловкие и беспомощные движения. Поэтому, считает Н.А. Бернштейн, упражнение есть двигательный акт, представляющий собой не повторение и проторение движения, а его построение, изменяющее и улучшающее средства решения двигательной задачи. Навык(по Н.А.Берн­штейну) есть не усвоение набора реакций в ответ на стимул, а координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать определенную двигательную задачу. Построение движений в процессе решения двигательной задачи осуществляется на нескольких уровнях одновременно.

Общие положения бихевиоризма (объект-ориентированный подход):

S→R: ситуация определяет поведение. Почему разные люди по-разному ведут себя в

разных ситуациях? Ответ: у них разное прошлое. Вывод – надо исследовать научение.

Любую ситуацию можно разложить на сумму стимулов и реакций:

Механизмы формирования научения:

Уотсон. 1) период заучивания (первоначальное приобретение), 2) период без практики (промежуток, во время которого навык остается без употребления), 3) период возобновленного заучивания. В период первоначального заучивания субъект может «выдыхаться» (слишком много тренируется, нагрузки неправильно распределены во времени). Тренировка → выдохся → отдохнул → хороший результат.

Память. Если не тренироваться, функция не исчезает. При последующей тренировке функция 1) либо возникает резко, 2) либо с ошибками, 3) либо возникает совсем плохо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector