Дизартрия при стволовом инсульте

Дизартрия после инсульта

Как человеку восстановить речь после инсульта

Что необходимо предпринять, и как человеку восстановить речь после инсульта? Какие формы нарушений речи могут быть? Какая программа для восстановления речевого расстройства подойдет? Ответы на данные вопросы будут рассматриваться в этой статье.

Какие бывают формы речевых расстройств? У человека перенесшего инсульт может быть одно из двух кардинально отличающихся форм – дизартрия и афазия. Такая информация может быть полезной для составления плана лечения. В чем отличие между этими расстройствами?

Дизартрия. Такое нарушение речи после инсульта является наличием дефектов произношения слов и звуков. В это время человеку легко понимать обращенную к нему речь. Может писать и читать, но у него нарушена работа мышц, которые отвечают за произношение звуков. Такое речевое расстройство иногда называют нарушением артикуляции, которое характерно при поражении подкорковых структур и задних отделов лобных долей.

Афазия. Это нарушение самой речи как проявления высшей нервной деятельности. Человек не может воспринимать или осознавать письменную или устную речь, но может слышать и видеть слова и звуки (это сенсорная афазия). Он не может произнести слово, так как не формируется нужный для этого импульс в отделах неокортекса (моторная афазия). В этом случае человек не может говорить и не понимает обращенную к нему речь. Это расстройство встречается после локализации в бассейне средней левой мозговой артерии патологического процесса.

Лечение афазии. С психологической точки зрения вернуть речь человеку с таким типом расстройства сложнее, ввиду затрудненного контакта с больным. При наличии сенсорной афазии просто не получится рассказать человеку о своих планах и пожеланиях. При наличии моторной афазии он не может даже ответить. Так как чтение текстов и письменная речь тоже нарушена. При наличии тотальной афазии все намного сложнее. Здесь необходимо терпение и работа.

При инсульте потеря речи может сохраниться в течение длительного периода времени. И нужно ежедневно заниматься с человеком. Когда человек хочет что-то сказать его нужно внимательно слушать. Не нужно его перебивать или поправлять. Не нужно договаривать за него предложения даже если поняли смысл фразы. Можно инициировать беседу со стороны здоровых людей. Если случилась сенсорная афазия, на начальном уровне советуется применять картинки с подписями. При этом на иллюстрациях должны быть нарисованы обычные предметы из обихода. Чтобы улучшить контакт с больным можно разрабатывать и альтернативные способы коммуникации.

Если есть моторная афазия, то начинать необходимо с повторения речевых рядов, например, дни недели, счет, времена года, месяцы. Можно пользоваться утвердительными ответами на обычные бытовые вопросы. Например, кушать будешь? – Буду. Полезно применять картинки с подписями, но на них следует изобразить не предметы, а какие-то действия или простые сюжеты.

Лечение дизартрии. Здесь главная цель научить человека произносить слова. Для этого понадобиться прививать навыки мышцам в ротовой полости и нижней челюсти. Как можно это сделать?

Больному с расстройством типа дизартрия следует постоянно выполнять специальные упражнения для языка. Например, высовывать расслабленный или напряженный язык, выполнять круговые движения и упираться языком в зубы. Кроме того нужно будет делать артикуляционные упражнения для губ, нижней челюсти и мимических мышц (в области глаз, лба и др.).

Что касается логопедической коррекции, ее следует проводить под руководством специалиста врача-логопеда. Он сможет подобрать нужный комплекс упражнений, чтобы восстановить функцию глотания. Такие расстройства часто встречаются вместе. Кроме того следует проводить медикаментозную терапию, которая направлена на профилактику осложнений и улучшение кровоснабжения головного мозга и трофики.

В заключении отметим, что врачи-логопеды могут помочь родственникам больного намного расширить арсенал средств, которые необходимо применять, помогая восстанавливать речь после инсульта. Здесь описано только направление строительства стратегий, и как их можно воплотить в жизнь. Успех в восстановлении речи будет зависеть от слаженности работы всех участников данного процесса, а именно от медицинских работников, родственников и конечно усилий самого больного.

Дизартрия

Дизартрия — это расстройство речи, которое обусловлено периферическим или двусторонним параличом мышц речедвигательного аппарата, поражением стриопаллидарной системы, поражением мозжечка.

При таком нарушении речи, как дизартрия фразы, произносимые больными, правильно построены, словарный запас не нарушен, но слова они произносят не четко. Особенно трудны для произношения такие звуки как «р» и «л» или шипящие. Речь получается не четкая, смазанная. Такие больные жалуются на ощущение «каши во рту». Также, у таких больных наблюдается изменение интонации, нарушение темпа и ритма речи.

Псевдобульбарная дизартрия

такой вид нарушения речи появляется при двустороннем поражении корково-ядерных путей, и в следствии этого параличом мышц, которые иннервируются подъязычными, блуждающими и языкоголотковыми нервами.

Псевдобульбарную дизартрию принято делить на три степени. По уровню тяжести и поражения речи.

1) Легкая степень дизартрии. Для нее характерно отсутствие грубых нарушений речи. Проблемы артикуляции заключаются в медленных и не точных движениях языка и губ.

Для больных с таким нарушением речи характерна некоторая смазанность при произношении звуков «ж» «ш» «р» «ц» «ч», звонкие звуки произносятся при недостаточном участии голоса. Также, для произношения трудны мягкие звуки.

2) Средняя степень дизартрии. Наиболее многочисленна. Для этой степени характерны амимичность, ограничены движения языка, мягкое небо малоподвижно, голос с назальным оттенком, обильное слюноотделение, нарушение акта глотания и жевания. Речь невнятна, тихая, смазанная. Дети обычно с поздним развитием речи(около 5-6 лет).

3) Тяжелая степень дизартрии. Анартрия. Для нее характерно глубокое поражение мышц и полное бездействие речевого аппарата. Лицо у таких больных маскообразное, рот постоянно приоткрыт, нижняя челюсть отвисшая. Речь отсутствует полностью, хотя иногда они могут издавать нечленораздельные звуки.

Бульбарная дизартрия

такое нарушение речи происходит из-за паралича или пареза мышц, которые принимают участие в артикуляции. Такой вид дизартрии часто сопровождается расстройством глотания.

Мозжечковая дизартрия-

появляется при поражении мозжечка или его проводящих путей. Такой вид дизартрии характеризуется растянутостью речи, с нарушенной модуляцией и не постоянной громкостью.

Экстрапирамидная дизартрия

(гиперкинетическая дизартрия, подкорковая дизартрия) возникает при поражении подкорковых узлов и нервных связей. У таких больных речь смазана, «в нос», нарушен темп речи, просодика, интонационно-мелодическая структура.

Паркинсоническая-

такой вид дизартрии наблюдается при паркинсонизме, для него характерна замедленная, невыразительная речь, модуляция голоса нарушена.

Стертая форма дизартрии

при этой форме дизартрии нарушается произношение свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма.

Холодовая дизартрия

такая форма дизартрии проявляется при миастеническом синдроме. Проявляется как затрудненная артикуляция во время понижения температуры окружающего пространства.

Читайте также:  Восстановление после инсульта левая сторона массаж

Экстрапирамидная дизартрия-

данный вид дизартрии обусловлен поражением стриапаллидарной системы.

Преодоление артикуляционных расстройств — После перенесенного инсульта

Страница 12 из 13

Следствием нарушения мозгового кровообращения, кроме афазий, могут быть различные дизартрии. Диагноз дизартрии, ее форм ставит врач невропатолог. Наиболее часто встречающаяся форма этого речевого расстройства называется псевдобульбарной (по названию соответствующего отдела мозга) дизартрией, которая возникает при двустороннем нарушении нервных путей, идущих от коры головного мозга к его подкорковым отделам, к стволу мозга.

При этой форме речевого расстройства у больных полностью сохраняется понимание речи, они могут общаться при помощи письма или азбуки, по которой они указывают пальцем буквы, входящие в слова и фразы.

При псевдобульбарной дизартрии у больных нередко наблюдается полное отсутствие движений языка, губ, мягкого нёба, гортани либо крайняя замедленность, заторможенность этих движений. Язык больного подтянут кзади, спинка языка закруглена и закрывает вход в глотку. Больной с трудом высовывает малоподвижный язык вперед, во многих случаях может пододвинуть его лишь к зубам, не выдвигая из полости рта. Амплитуда движений языка настолько мала, что больной не всегда может облизать губы, поднять язык вверх. Наименее подвижным оказывается кончик языка, он напряжен, почти не меняет своего положения, если надо облизать губы, опустить язык вниз.

Так как при псевдобульбарной дизартрии нарушаются движения не только языка, но и губ, мягкого нёба, глотки, гортани, больной не только молчит, но и не ест обычную пищу из-за нарушения жевания и глотания. Нередко больные поперхиваются жидкой пищей. И как следствие нарушения сглатывания слюны у них наблюдается слюнотечение.

Псевдобульбарная дизартрия проявляется в разной степени тяжести, и для преодоления этого недуга подчас требуется довольно длительное время. Хотя по мере восстановления речи у больных наблюдается и уменьшение слюнотечения, но долгое время сохраняется «гнусавый» оттенок голоса из-за плохой подвижности мягкого нёба, несмотря на расширение амплитуды движений языка и губ.

Преодоление псевдобульбарной дизартрии возможно только при ежедневной тренировке движений мышц языка, губ, мягкого нёба и глотки. Для этого используется особая гимнастика артикуляционного аппарата, сочетаемая с легким массажем органов артикуляции, при этом желательно проводить и посильную для больного общую гимнастику.

Надо постоянно помнить о чрезвычайно быстро возникающей усталости больного, в связи с чем желательно после каждых 5—7 минут занятий (а иногда и чаще) делать небольшие перерывы, давая ему отдохнуть. Многие больные могут тренироваться сами, сидя перед зеркалом и постепенно добиваясь все большей амплитуды движений языка и губ.

Вот основные упражнения, содействующие преодолению артикуляционных расстройств при этой форме дизартрии.

I. Подготовительные упражнения.

1. Упражнения для мышц шеи: медленно, спокойно поворачивать 2—3 раза голову в стороны (вдох носом, выдох ртом), нагибать голову вниз (выдох носом), не спеша поднимать ее прямо (вдох ртом).

2. Гимнастика мышц зева и глотки:

а) по возможности широко открыть рот, вдохнуть и плавно выдохнуть воздух (позевывание);

б) покашливание (имитировать кашель);

в) зажав слегка ноздри, пальцем сдувать с ладони ватку или бумажку, дуть на зажженную спичку, на воду, надувать щеки при крепко сжатых губах.

Выполнение упражнений контролировать, наблюдая за собой в зеркале.

II. Проводить очень легкий массаж мягкого нёба подушечкой повернутого ногтем вниз большого пальца (ноготь должен быть либо аккуратно обрезан, либо закрыт напальчником гигиенической перчатки). Это упражнение должно быть очень кратким, достаточно прикоснуться к мягкому нёбу 3—4 раза, чтобы возникло необходимое для преодоления малой подвижности мягкого нёба рвотное движение.

III. Гимнастика и массаж артикуляционных мышц.

1. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, затем движение нижней челюстью в стороны, выдвижение нижней челюсти вперед и отведение ее назад.

2. Растягивание углов рта в улыбку, оскаливание зубов, стягивание губ в дудочку. Произнесение звуков «у», «о», «а»; затем парных звуков «и—у», «и—а», «и—о», а в дальнейшем звуков «а—о— у», «и—а—и», «а—и—а», «у—и—у», «и—у—и».

3. Одновременно надуть обе щеки, затем надувать их попеременно то правую, то левую. Втянуть щеки в пространство между зубами. Втягивать губы в рот. Поднимать верхнюю и опускать нижнюю губу. Пробовать фыркать и цокать.

4. Высовывать язык вперед лопаткой, жалом, поднимать язык к верхним зубам, к верхней губе, опускать язык в полость рта, на зубы; позже — к нижней губе, делать круговые движения языком в разные стороны в полости рта, вокруг зубов, вокруг рта, присасывать язык к нёбу.

С целью массажа языка рекомендуются упражнения: движения языком между слегка сжатыми зубами, легкое покусывание языка, круговое движение языка вокруг губ, присасывание языка к нёбу, воспроизведение кучерского «тпру».

Кроме этого желательно проводить гимнастику мускулатуры лица: «хмурить» по заданию лоб, брови, морщиться, имитируя зубную боль или ощущение кислого во рту, поднимать и опускать брови, имитируя удивление, попеременно закрывать веки глаз, имитируя прищуривание то левым, то правым глазом, попеременно поднимать углы рта, делать нюхательные движения, оскаливать зубы, имитируя откусывание хлеба. Проводится очень мягкий (1 минуту) массаж губ, щек, мышц лба.

Не каждый больной на одном занятии сможет выполнить все рекомендованные выше упражнения. Следует исполнять одно-два из каждой группы упражнений одновременно на каждом занятии, особенно в начале восстановительного лечения. В дальнейшем, по мере улучшения состояния, объем выполняемых упражнений постепенно расширяется, включаются новые задания. Постоянно надо помнить, что больные с дизартрией очень утомляемы, и гимнастические занятия должны длиться не более 15—-20 минут (а иногда и меньше), с небольшими перерывами на отдых.

Параллельно с проведением специальных упражнений для мышц, участвующих в артикуляции, с больными ведутся и занятия по восстановлению речи. Вначале следует добиваться появления отдельных звуков, слогов, простых слов, затем фраз и сложных в артикуляционном отношении слов (например: электрификация). Больным с дизартрией легкой степени даются задания на четкое произнесение скороговорок типа: «На дворе трава, а на траве дрова», «Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать», «Карл у Клары украл кораллы», «Шла Саша по шоссе».

С каждым занятием больным необходимо постепенно увеличивать свою речевую активность. Параллельно воспитывается самоконтроль за правильностью речи. В занятиях с больным надо быть терпеливым, гибким, деликатным и в то же время пунктуальным в организационных вопросах, не жалеть своего времени, не забывать о расписании занятий, помнить, что без помощи близких людей самому больному трудно справиться с речевым дефектом.

Читайте также:  Стандарт медицинской помощи больным инсультом амбулаторно

Источник

Причины дизартрии

Дизартрия – это нарушение речи, которое развивается в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи. Этиология дизартрии рассматривается как симптом сложного поражения мозга мозжечкового, бульбарного и псевдобульбарного вида. Дизартрия развивается при поражении нервной системы, занимается изучением дизартрии неврология. Для изучения нарушения пользуются двумя основными подходами: неврологическим и нейрофонетическим. Дизартрия нарушение неврологическое, чем обусловлены методы ее лечения. В некоторых случаях требуется безотлагательное вмешательство при прогрессирующих и тяжелых расстройствах нервной системы.

В Юсуповской больнице, в отделении неврологии занимаются лечением неврологических заболеваний и различных нарушений, возникших в результате неврологического заболевания. Специалисты больницы применяют современные методики лечения и реабилитации неврологических больных, занимаются восстановлением речи и утерянных способностей. С больными ведет занятия логопед, психотерапевт, специалисты по лечебной физкультуре. В реабилитационном отделении можно пройти курсы лечебного массажа, врач-логопед занимается с пациентами артикуляционной гимнастикой, обучает самомассажу лица.

Спастико-паретическая дизартрия

Заболевание диагностируется с псевдобульбарной дизартрией, у больного наблюдаются нарушения в формировании произвольной моторики, нарушения дифференцированных и сложных артикуляций. Дизартрия может проявляться различными синдромами: гиперкинетическим, паретическим, спастическим. Спастический синдром проявляется высоким тонусом мышц, гиперкинетический синдром характеризуется наличием насильственных движений (тремора), высоким тонусом мышц, паретический проявляется низким тонусом отдельных мышц речевого аппарата в сочетании с высоким тонусом остальных мышц.

При спастическом типе нарушается произношение переднеязычных звуков, которые заменяются щелевыми. Голос больного гнусавый, речь становится невнятной, монотонной, замедленной. У ребенка наблюдается аритмичное поверхностное дыхание, которое не синхронизируется с речью. При разговоре у ребенка резко возрастает тонус мышц артикуляционного аппарата, верхних и нижних конечностей. Подвижность языка ограничена, ребенок с трудом сглатывает слюну, при разговоре наблюдается слюнотечение. Дети со спастической дизартрией с трудом жуют и откусывают. Различают три степени нарушения: легкая, средняя и тяжелая.

При легкой степени ребенок произносит нечетко только некоторые звуки, устная речь довольно внятная. Средняя степень нарушения отличается неспособностью ребенка произносить большую часть звуков. Тяжелая степень нарушения характеризуется неспособностью произносить большую часть звуков, речь невнятная, возникают непроизвольные содружественные движения, которые сопровождаются выполнением активных движений мышц лица и конечностей. Паретический тип расстройства характеризуется снижением тонуса отдельных мышц речевого аппарата, мышцы языка напряжены в корне, кончике и боковых отделах органа. Паретический тип имеет смешанный характер, наблюдается при псевдобульбарной дизартрии.

У ребенка меняется звукопроизношение, мягкое нёбо нередко провисает, что приводит к развитию речи в нос. Нарушается произношение звуков «л», «у», «и», «ы». В результате расстройств речевого аппарата (вялого паралича губ) нарушается произношение звуков «м», «п», «б». У ребенка отмечается гипомимия лица и постоянное слюнотечение. Наиболее часто встречается гиперкинетический вариант расстройства. У детей нарушается темпоритмические организационные движения, автоматизация звуков, может наблюдаться потеря речи. Наиболее часто спастико-паретическая дизартрия наблюдается у детей с ДЦП.

Спастический парез у таких детей связан с ослаблением иннервации черепно-мозговых нервов (ЧМН). Дизартрия этой формы может сопровождаться общим или избирательным поражением центральных нейронов V, VII, IX, X, XI, XII пар ЧМН. Формируется различная степень участия мышц речевого аппарата в разговорной речи. Голос у таких больных не звонкий, не громкий, речь замедлена, вдох неглубокий. Чем громче голос, тем выше разборчивость речи у больного. У детей после шести лет жизни редко встречаются грубые лексико-грамматические нарушения, наблюдается легкая смазанность речи при произношении всех звуков, больше нарушено произношение сонорных и щелевых звуков.

Логопедия: дизартрия и способы лечения

Для лечения дизартрии разработаны методы лечения в зависимости от сложности поражения мозга. Первые проявления дизартрии появляются в раннем детстве. Ограниченная подвижность органов артикуляции возникает при поражении заднелобного и подкоркового отдела головного мозга. Дизартрия имеет три степени тяжести:

  • Стертая дизартрия – дети не отличаются от сверстников, наблюдаются расстройства речи при произношении шипящих и свистящих звуков. Ребенок со стертой дизартрией быстрее устает во время любых физических нагрузок.
  • Типичная дизартрия – выраженные расстройства речи.
  • Анартрия – тяжелая степень дизартрии. Отсутствует нормальная речь.

Лечение дизартрии начинают после полного обследования ребенка. Обследование проводят невролог и логопед. Определяется форма заболевания и степень развития дизартрии. Выявление заболевания в раннем возрасте увеличивает шансы на выздоровление. Врач-логопед разрабатывает индивидуальную программу лечения для пациента. Разрабатывается грамматический строй, фонетический слух, врач помогает развивать навыки разговорной речи, использует методы коррекции речи для устранения дефектов в произношении звуков.

Проводится специальная артикуляционная гимнастика, которая помогает снять повышенный тонус мышц органов артикуляции, укрепить лицевые мышцы. Врач-логопед проводит логопедический и точечный массаж, проводит занятия по улучшению мелкой моторики. Помимо логопедических приемов, лечебной физкультуры, ребенок получает медикаментозное лечение. Чаще всего детям с дизартрией назначают препараты ноотропы, влияющие на улучшение мозговой деятельности. При развитии необратимых процессов в организме ребенка основным направлением лечения будет формирование речи и адаптация больного в социуме.

Дизартрия возникает при поражении пары черепных нервов

Угрожающий жизни бульбарный синдром возникает при поражении девятой, десятой и двенадцатой пары черепных нервов. Поражение черепных нервов происходит при полинейропатии всех видов, инсультах, опухолях, травмах головного мозга и абсцессах, менингитах, энцефалитах.

Структура речевого дефекта при дизартрии

Структура дефекта при дизартрии – это нарушение звукопроизношения в результате изменения тонуса мышц, участвующих в артикуляции, гиперкинезов губ и языка, нарушения дыхания, различных синкинезий. Речь больного невнятная и смазанная. Технология формирования голоса при дизартрии проходит в несколько этапов:

  • Подготовительный этап.
  • Постановка точных движений артикуляционных органов.
  • Формирование воздушной струи.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Работа с фонематическими процессами.
  • Постановка опорных звуков.
  • Этап формирования умений и навыков речи.
  • Формирование коммуникативных навыков у ребенка.

Формирование движения артикуляционных органов проводится с помощью артикуляционной гимнастики, логопедического массажа. Развитие мелкой моторики проводится с помощью массажа рук, пальчиковой гимнастики, ребенка обучают самомассажу пальцев рук. Ребенок играет с конструктором, нанизывает на нитку бусы, завязывает шнурки, выполняет другие упражнения. На этапе формирования навыков и умения правильно говорить проводится постановка звука, отработка артикуляции, создание воздушной струи и постановка голоса для произношения звонких и сонорных звуков. А также постановка изолированного звука, автоматизация и дифференциация звуков. Дифференциация звуков проходит с использованием нескольких приемов:

  • Демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков.
  • Фонематический анализ, синтез, фонематические представления звука.
  • Связь буквы и звука.

Постановка звука проходит тремя способами:

  • По подражанию.
  • Механическим способом.
  • Смешанным способом.

Стертая дизартрия наиболее распространенная форма нарушения, сложно поддается коррекции. Механизмы невнятной речи при стертой дизартрии связаны с нарушением организации деятельности мозга, нарушением иннервации артикуляторных органов. Стертая дизартрия характеризуется нечеткой артикуляцией звуков сразу нескольких фонетических групп, у ребенка возникают сложности с автоматизацией звуков, речь становится маловыразительной. Наиболее трудным считается добиться нормализации просодики и автоматизации звуков. Ребенок со стертой дизартрией проходит одновременное лечение у логопеда и невролога. Причиной развития стертой дизартрии является неполноценность иннервации органов артикуляции – языка, губ, мягкого нёба. Органическое поражение нервной системы происходит во время внутриутробного развития, во время родов или в раннем постнатальном периоде.

Читайте также:  Тутор на руку после инсульта

Характер поражения мозга – кинестетическая постцентральная корковая дизартрия. Причины постцентральной корковой дизартрии – это поражение нижних отделов постцентральных полей коры мозга, в большинстве случаев левого полушария. При таком типе нарушения голос, тембр речи не нарушен, ребенок хорошо слышит ошибки в произношении звуков, старается исправить – это отражается на плавности речи и приводит к ее замедлению. Характер поражения мозга – кинетическая премоторная корковая дизартрия. Развивается в результате поражения премоторных полей коры мозга, чаще всего левого полушария. У больного не нарушен тембр голоса, голос звучный, ребенок заменяет щелевые звуки смычными.

Напряженность артикуляции вызывает усиление громкости голоса, оглушению некоторых смычных и редко щелевых согласных. Подкорковая дизартрия относится к экстрапирамидным дизартриям. Расстройства речи разнообразные: голос переходит от резкого и хриплого к шепоту, колеблется в громкости и тембре. Часто артикуляция гласных нарушается больше, чем согласных звуков. Больной слышит нарушение артикуляции, отдельные звуки произносит четко и правильно. При возникновении патологических непроизвольных движений речь становится невнятной, звуки искажаются.

Псевдобульбарная дизартрия развивается при двустороннем поражении центральных двигательных кортикобульбарных нервов. Она характеризуется повышенным тонусом мышц, пирамидными спастическими параличами артикуляционных мышц. Нарушены произвольные движения, тонкие движения языка. Смычные звуки, вибрант «р» ребенок заменяет щелевыми звуками, сложно щелевые заменяет плоскощелевыми звуками, больше нарушена артикуляция твердых согласных. Ребенок хорошо слышит нарушения речи и пытается их исправлять – это чаще всего приводит к повышению тонуса парализованных групп мышц, усилению нарушения артикуляции.

Псевдобульбарная дизартрия обусловлена спастическим параличом артикуляционных мышц, высоким тонусом мышц. Характеризуются паретический и спастический паралич как основной патогенетический механизм дизартрии. Мозжечковая дизартрия связана с поражением мозжечка и других структур мозга. Характеризуется нарушением дыхания, артикуляции и фонации. Речь ребенка скандированная, замедленная, больной с трудом артикулирует из-за гипотонии мышц.

Нарушены переднеязычные, смычные звуки, аффрикаты. Выражены просодические нарушения, речь гнусавая. Бульбарная дизартрия развивается при одностороннем или двустороннем поражении двигательных периферических нервов. Характеризуется сниженными или полностью отсутствующими нижнечелюстными и глоточными рефлексами, расстройствами произвольных и непроизвольных движений, вялыми параличами артикуляционных мышц, атрофией мышц артикуляционного аппарата. Речь больного замедлена, в речи преобладают глухие плоскощелевые звуки, гласные и звонкие согласные звучат глухо. Тембр речи изменен, речь гнусавая, голос слабый.

Психолингвистические аспекты дизартрии

Структура дефекта речи больного определяется с помощью знаний психолингвистики о развитии речевого процесса. При дизартрии проявляются голосовые, артикуляционно-фонетические, просодические и темпоритмические нарушения речи. Ребенок с дизартрией из-за нарушений мозговой деятельности не может сформировать высказывания, правильно подобрать и произнести слова. Дизартрия затрудняет общение ребенка со сверстниками, характеризуется семантическими нарушениями.

Дизартрия при ДЦП

Детский церебральный паралич развивается при поражении двигательных путей и зон головного мозга. Центральная нервная система перестает контролировать двигательную активность мышц, развивается поражение двигательной функции. Поражение двигательной функции может быть легким или тяжелым. При тяжелом поражении ребенок не может передвигаться, но сохраняются движения, в легких случаях возникает нарушение тонуса мышц, развивается дипраксия. У детей с ДЦП сложности возникают на всех стадиях физического развития – им трудно удерживать и поднимать голову, они поздно встают на ноги, с трудом сидят, развиваются проблемы с речью.

Дизартрия у детей с ДЦП связана с высоким тонусом мышц, ребенок прилагает большие усилия для совершения движения – это становится причиной нарастания тонуса артикуляционных мышц и мышц конечностей. Отставание в развитии речи происходит из-за позднего формирования речевых отделов в коре головного мозга. Из-за болезни ребенок меньше общается со сверстниками, постоянно пребывает в ограниченном пространстве – это сказывается на его психологическом состоянии и общем развитии. У детей с тяжелой формой ДЦП нередко речь отсутствует полностью.

Дизартрия при инсульте

Дизартрия после инсульта нередко проявляется в виде отклонений в произношении звуков. Нередко восстановление речи занимает более длительный период, чем работа над восстановлением двигательной функции. При дизартрии после инсульта больной хорошо понимает чужую речь, но не может правильно говорить, часто не может писать и читать.

Дизартрия глазами нейропсихолога

Дизартрия – это неврологическое заболевание, симптомы дизартрии относятся к неврологическим симптомам. Этиология дизартрии – это локальные поражения ЦНС, поражение головного мозга. Неврологи создавали классификации заболевания. Впервые дизартрию разделили на церебральную и бульбарную форму заболевания в начале 19 века. В середине 20 века была предложена систематизация форм дизартрии в зависимости от локализации поражения мозга и вызвавшего дизартрию заболевания. Ученые, которые изучали дизартрию, установили, что на развитие речи большое влияние оказывает двигательная активность.

В начале двадцатого века невролог Бехтеров с помощью опытов доказал, что развитию речи помогает мимика, хорошо развитая мелкая моторика. Область, отвечающая за развитие речи, расположена в коре головного мозга рядом с областью, отвечающей за двигательные мышцы. В настоящее время дизартрию изучает неврологи (нейропсихологи), лечение заболевания проводят неврологи (нейропсихологи) и логопеды. Нейропсихолог проверяет развитие речи, мышления, внимания, моторики и памяти у ребенка, первым обнаруживает нарушения в развитии речи, симптомы поражения нервной системы.

Дизартрия у взрослых: причины

У взрослых также может развиться дизартрия, причины возникновения различные:

  • Травма мозга.
  • Инсульт геморрагический или ишемический
  • Нейроинфекции.
  • Опухоли головного мозга.
  • Демиелизирующие заболевания.
  • Сосудистая недостаточность.

В отличие от детей взрослые не теряют способность понимать чужую речь. В результате развития различных заболеваний или травмы у больного нарушается слаженная и одновременная работа нейромышечных систем. Развивается дизартрия. В результате нарушения работы дыхательной системы происходит затихание голоса, нарушение артикуляции приводит к неразборчивости речи, поражение ЦНС нарушает двигательную активность различных групп мышц, в том числе артикуляционного аппарата. В Юсуповской больнице лечение больных с нарушением речи проводят с помощью медикаментозной терапии, занятий ЛФК, занятий с логопедом, различных физиотерапевтических процедур. На консультацию к врачу можно записаться по телефону.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector