Как научить людей после инсульта разговаривать

Как восстановить речь после инсульта

Ежегодно в мире регистрируется 6 млн. случаев инсульта. В России этот показатель варьируется в пределах 450-550 тысяч. Нарушение мозгового кровотока, протекающее в острой форме, приводит к развитию двигательных и речевых нарушений. Восстановление речи у пациентов после инсульта является первостепенной задачей, направленной на улучшение качества жизни и социальной адаптации. У пациентов, перенесших инсульт, речевая дисфункция выявляется в 30% случаев.

Виды расстройств при разных формах инсульта

Расстройство церебрального кровообращения сопровождается инфарктом (некрозом, отмиранием тканей) участка мозга или излиянием крови в мозговое вещество. У пациентов в остром периоде инсульта выявляются признаки неврологического дефицита:

  • Расстройство чувствительности.
  • Нарушение моторной функции.
  • Нарушение сердечной и дыхательной деятельности.

Речевая дисфункция – один из характерных симптомов инсульта, обычно дополняется нарушением функции глотания. Потеря речи при инсульте, связанная с повреждением участка мозговой ткани, получила название афазия. Речевая дисфункция проявляется невозможностью произносить слова и понимать речь других людей. Афазический синдром у разных пациентов отличается характером проявлений и течения (обратного развития) в зависимости от вида инсульта – геморрагический или ишемический.

Через какое время после инсульта восстанавливается речь, зависит от формы ОНМК. При геморрагическом инсульте нарушения речи обычно быстро регрессируют в значительном объеме после адекватных реабилитационных мероприятий. При геморрагической форме расположение патологического очага относительно речевых центров не оказывает прямого влияния на степень выраженности речевой дисфункции.

Обычно очаг находится вдали от корковых центров речи. Афазия возникает как следствие распространения отека мозгового вещества и сопутствующего развития защитного торможения функций. При ишемической форме афазический синдром коррелирует с характером и степенью поражения элементов кровеносной системы, питающей мозг. Эти же факторы влияют на возможность регресса нарушений.

Диагностика

Лечение афазии после инсульта проводится после диагностики, которая позволяет выяснить характер и степень тяжести нарушений. Способность разговаривать, воспроизводить слова и фразы – сложноорганизованный процесс, который требует участия корковых центров, отвечающих за зрительное и слуховое восприятие, а также полноценной иннервации отделов речевого аппарата.

Когда пропадает речь после инсульта, выделяют основные виды расстройств – афазию и дизартрию. Афазия – речевая дисфункция, которая связана с нарушением обработки информации в соответствующих корковых центрах мозга. При афазии сохраняются артикуляционная и слуховая функции. Различают формы афазии:

  1. Моторная. Развивается в результате поражения задних участков лобных долей. Основной дефект – инертность высказывания. Пациент многократно повторяет звук или слово, что делает невозможным произнесение связанных фраз.
  2. Артикуляторная моторная. Возникает как следствие повреждения нижних участков в теменной области. Основной дефект – нарушение артикуляции (при произнесении звуков пациент не способен интуитивно найти нужное положение губ, языка, щек и других элементов речевого аппарата).
  3. Сенсорная. Развивается на фоне поражения верхних отделов в височной области. Основной дефект – агнозия (нарушение слухового восприятия). Пациент не различает параметры звуков – высоту, мягкость, твердость. Звуки воспринимаются искаженно. Нарушается понимание чужой речи.
  4. Акустико-амнестическая. Возникает как результат поражения срединных и задних участков височной области. В отличие от сенсорной формы у пациента сохраняется понимание отдельных звуков. Основные дефекты: невозможность преобразовать звуки в слова, нарушение удержания в памяти нескольких слов (к примеру, из 3 предъявленных слов пациент может повторить 1 или 2), что приводит к невозможности понимания длинных речевых конструкций.

Вид афазии имеет значение при выборе метода ее коррекции. Дизартрия представляет собой расстройство произносительного компонента речи, что обусловлено нарушением иннервации элементов речевого аппарата. Речь пациента становится нечленораздельной, невнятной. При тяжелом поражении мышц, участвующих в формировании звуков, пациент теряет способность говорить, развивается анартрия.

Диагностика афазии осуществляется согласно критериям шкалы Вассермана. По результатам обследования определяют степень речевых нарушений – легкая (до 20 баллов), умеренная (в пределах 20-40 баллов), тяжелая (больше 40 баллов). Как восстановить речь, если она пропала после инсульта, расскажет лечащий врач.

Методы восстановления речевой функции

Восстановление речи после перенесенного эпизода ОНМК осуществляется комплексно. Параллельно проводятся другие лечебно-реабилитационные мероприятия, направленные на устранение двигательных, когнитивных, поведенческих нарушений. Основные реабилитационные мероприятия:

  • Медикаментозное лечение.
  • Массаж и лечебная гимнастика.
  • Логопедическая коррекция.
  • Психотерапевтическая помощь.

Лучшие результаты достигаются при раннем начале восстановительной терапии после эпизода ОНМК. Подходящую методику для восстановления речи после эпизода инсульта подбирает врач с учетом вида и степени тяжести речевого расстройства.

Медикаментозные средства

Медикаментозная терапия устраняет дефицит нейротрансмиттеров, стимулирует высшие корковые функции. Реабилитационная программа по развитию речи после инсульта предполагает прием лекарств, которые восполняют недостаточность деятельности ацетилхолинергической системы, ингибируют (подавляют) активность глутаматергической системы. Обычно врач назначает таблетки, пероральные, инъекционные растворы Цитиколина (ноотропное, психостимулирующее средство).

Физиотерапия

При потере речи после инсульта применяют аппаратные методики, которые улучшают кровоснабжение поврежденных тканей, стимулируют активность мышц, участвующих в процессе артикуляции. Аппаратная электростимуляция низкочастотными токами мышц гортани создает и поддерживает нормальный мышечный тонус в зоне воздействия.

Аппаратные методики применяются для лечения дизартрии и дисфагии (расстройство глотания). Физиотерапия включает метод транскраниальной стимуляции участков мозга магнитными импульсами. При воздействии на корковые отделы мозга происходит возбуждение корковых нейронов, чья активность была подавлена вследствие повреждения мозговой ткани.

Упражнения и массаж

Чтобы быстро научиться говорить заново, нужно сочетать такие методы, как гимнастика и массаж. Предварительное массирование мышц, участвующих в процессе артикуляции, облегчает выполнение упражнений и повышает их эффективность. Мышцы разогреваются, становятся более податливыми и послушными. Логопедический массаж предполагает выполнение приемов:

  1. Поглаживание, разминание тканей в лобной части лица. Зигзагообразные движения разминающего характера направляют вдоль продольной линии лба снизу вверх до границы роста волос. Прием чередуют с поглаживанием двумя руками от середины лба в разных направлениях – к височным зонам.
  2. Разминание области носа. Большими пальцами кистей рук, применяя слегка вибрирующие движения, проводят зигзагообразную линию вдоль крыльев носа к его основанию, затем – от кончика носа к его основанию.
  3. Разминание зоны скул. Пальцами кистей обеих рук массируют участок от нижней челюсти до уха одновременно с обеих сторон, затрагивают область скул и нижнего века.
  4. Разминание щек. Вибрирующими, быстрыми, мягкими движениями, используя пальцы кистей рук, массируют участок, расположенный между скуловой костью и нижней челюстью.
  5. Поглаживание щек. Выполняется в зоне под глазами. Движения направляют от спинки носа к скулам, затем к височной области.
  6. Разминание подбородка. Используя пальцы обеих рук, движения разминающего характера направляют от срединной точки под нижней губой к костной пластинке, известной как восходящая ветвь в составе нижней челюсти.
Читайте также:  Может ли инсульт повтарться после выздоровления

Делать массаж для восстановления речи после эпизода ишемического или геморрагического инсульта можно в домашних условиях. Выполняя массажные движения, следует индивидуально регулировать интенсивность и длительность воздействия, избегая болезненных ощущений на обрабатываемом участке. Особое внимание уделяют пациентам с тяжелыми речевыми расстройствами, которые не могут сами сказать о неприятных ощущениях.

Врачи-массажисты делают массаж языка, разминая его поперечные и продольные мышцы. В лечебном учреждении при выполнении массажа применяют различные приспособления, к примеру, дизартрические зонды. После разминки мышц речевого аппарата для восстановления утраченной в результате инсульта речи делают упражнения:

  1. Трубочка. Губы складывают в форме трубочки, удерживая положение в течение 6 секунд. Затем губы расслабляют на 6 секунд. Цикл повторяют 10 раз. Затем аналогичные манипуляции проделывают с языком.
  2. Закусывание губы. Поочередно верхней и нижней. Чтобы выполнить упражнение, губу захватывают зубами, удерживая положение на протяжении 2-3 секунд. Цикл повторяют 10-15 раз.
  3. Обнажение (оскал) зубов. Упражнение выполняют 10 раз.
  4. Выдвигание языка. Пациент максимально высовывает язык из ротовой полости на несколько секунд, затем убирает его. Повторяют 10 раз.
  5. Облизывание губ. Пациент проводит языком поочередно по обеим губам в разных направлениях. Цикл повторяют 10 раз. Затем пациент совершает круговые движения языком, облизывая сразу обе губы. Движение языка по кругу направлено сначала в одну, затем в другую стороны.
  6. Тренировка языка. Пациент, приоткрыв рот, пытается дотянуться языком до области мягкого неба. Упражнение продолжают манипуляциями с языком, который нужно свернуть в форме чашки, удерживая положение на протяжении 6 секунд. Повторяют 10 раз.

Упражнения делают перед зеркалом, чтобы пациент визуально контролировал положение органов речевого аппарата. Методы, как восстановить речь, предполагают активное общение с пациентом, у которого наблюдается отсутствие тяжелых речевых нарушений. К примеру, выполняют упражнение: родственник или врач говорит начало слова или фразы, которую больной должен продолжить самостоятельно. При произнесении первых слогов слова, пациенту нужно угадать о каком предмете идет речь. Это более сложное упражнение, чем продолжение фразы, где предполагается несколько допустимых вариантов.

Чтобы научить человека говорить после эпизода инсульта, применяют такой метод, как прослушивание его любимых песенных композиций. Пациент непроизвольно пытается подпевать любимую песню. Музыкальная терапия позитивно влияет на психо-эмоциональный фон больного.

Скороговорки после инсульта – один из способов тренировать речевые навыки. При незначительных расстройствах артикуляции, скороговорки используются для восстановления подвижности, пластичности органов, участвующих в формировании звуков (язык, губы), помогают в домашних условиях учиться правильно и четко произносить фонемы, развивать беглость речи, утраченную после инсульта.

Проговаривание скороговорок осуществляется по принципу – от простых вариантов к сложным фразам. Несколько простых примеров: «Актер театра», «Ворона проворонила», «Столы белодубовые, гладко вытесанные», «Водовоз воду вез». Сложные варианты: «Ликвидны акции или трудно ликвидны – не видно», «Еж с ежатами, уж с ужатами», «Куртка Кондрата узка и коротковата», «Косой козел идет с козой». Чтобы вернуть речь, утраченную после инсульта, необходима помощь специалистов, таких как психотерапевт, логопед.

Логопедическая коррекция

Логопед после инсульта учит пациента разборчиво и четко произносить звуки и формировать из них слова. На ранних этапах после инсульта занятия с логопедом проводятся для восстановления речи и коммуникативных навыков. Врач налаживает коммуникативный контакт с пациентом, что позволяет сократить сроки и улучшить результаты реабилитационного лечения.

Речь после инсульта восстанавливается достаточно быстро, если больной активно участвует в реабилитационном процессе. Один из методов терапии – логопедическая ритмика, направлен на развитие речевой кинестезии (восприятие движений органов речевого аппарата) посредством логопедической коррекции и музыкально-ритмической активности.

Двигательные и речевые центры в коре функционально взаимосвязаны, музыка дополнительно стимулирует психическую активность. Благодаря идентичной интонационной природе музыкальных и речевых звуков сочетание указанных воздействий приводит к развитию слухового восприятия. Логопед может порекомендовать пациентам с диагностированной моторной афазией, которая развилась после инсульта, следующие упражнения:

  • Выкладывание мозаики.
  • Построение конструкций из кубиков.
  • Рисование по точкам, штриховка, обведение знаков.
  • Лепка, плетение.
  • Складывание пазлов.

Упражнения для развития мелкой моторики относятся к методам доречевой подготовки, которая намного повышает эффективность реабилитационных мероприятий, направленных на устранение речевых нарушений. Логопедические упражнения после инсульта дополняются другими методами коррекции речевых нарушений.

К ним относят растормаживание экспрессивной (выразительной) речи, выработку правильного дыхания во время произнесения слов и фраз, формирование мелодико-интонационных компонентов речи.

Эффективны упражнения, предложенные в формате зеркального отражения. К примеру, врач проделывает разные манипуляции (нахмуривается, приподнимает брови, растягивает в улыбке губы) частями своего лица, предлагая пациенту повторять действия. При афазии после инсульта особое внимание уделяется восстановлению понимания причинно-следственных связей.

К примеру, на фразу врача: «В дом принесли елку, скоро наступит…», пациент должен ответить сообразно предполагаемой ситуации. При афазии на первых этапах отрабатываются простейшие, часто употребляемые речевые конструкции, которые впоследствии составляют основу речи.

Прогноз

Сколько восстанавливается речь, утраченная после инсульта, зависит от тяжести нарушений и скорости оказания квалифицированной медицинской помощи. Прогноз существенно улучшается, если реабилитационные мероприятия начинаются сразу после стабилизации состояния больного.

Статистика показывает, реабилитация, которая проводится в течение первых 3 месяцев после эпизода ОНМК, позволяет восстанавливать около 50% утраченных функций. Обычно период, необходимый для восстановления речи, варьируется в пределах 0,5-2 года. Если пациент долго не получает профессиональную помощь по устранению речевых дефектов, возможны неблагоприятные последствия.

Прогноз при отсутствии какого-либо реабилитационно-восстановительного лечения выглядит следующим образом: в большинстве случаев пациент становится инвалидом, не способным разговаривать и самостоятельно заботиться о себе. У 18% больных происходит повторный инсульт в 5-летний период после первого эпизода.

Как восстановить речь после перенесенного эпизода инсульта (ишемического, геморрагического), расскажет лечащий врач. Программа реабилитации составляется индивидуально с учетом вида и степени выраженности речевого расстройства.

Источник

Нарушения речи как последствия инсульта и методы лечения

Среди разрушительных последствий инсульта врачи особо выделяют нарушения речи, вплоть до полной ее потери, которые могут быть временными или хроническими. Пациент, лишенный возможности нормального общения, часто замыкается в себе, погружается в негативные мысли, становится подвержен депрессии.

Читайте также:  Линейная корреляция агрессии у больных, перенесших инсульт

Потеря интереса к жизни значительно усложняет и без того непростой процесс реабилитации. Поэтому восстановление речи после инсульта – одна из первостепенных задач.

Почему страдает речь

Причина, по которой перенесший инсульт человек полностью или частично теряет способность говорить, кроется в атрофии тканей, вызванной нарушением кровообращения в мозге. Такие осложнения неизбежны, если патологический процесс затрагивает речевые зоны, носящие имена ученых Брока и Вернике. Они отвечают также за восприятие и распознавание внешней информации.

Результатом их поражения является афазия. Так называется комплекс речевых расстройств, возникающих после инсульта:

  • при моторной афазии, когда страдает центр Брока, пациент совсем не может говорить, но при этом понимает речь окружающих;
  • акустико-гностическая афазия проявляется в неспособности к анализу и синтезу, нарушении фонематического слуха. Невозможность распознать звуки в словах приводит к тому, что пациент не понимает, что ему говорят. Родной язык воспринимается им как иностранный, никогда ранее не слышанный. Его высказывания лишаются смысла, представляя собой набор случайных понятий, но сам он не осознает этого. Такие осложнения вызывает поражение области Вернике;
  • признак афферентной моторной афазии – расстройства артикуляции. Пациенту тяжело говорить, потому что поиск позиции, которую должны принять органы речи для произнесения отдельного звука, затруднен;
  • при амнестико-семантической афазии страдает еще и память. Больной забывает слова, обозначающие предметы и явления, часто не понимает простейших грамматических конструкций;
  • динамическая афазия характеризуется трудностями в мысленном построении высказывания и его дальнейшем произнесении.

Продолжительность реабилитационного периода

У перенесшего инсульт человека афазия проходит несколько стадий. В первое время после приступа она носит тотальный характер. Пациент забывает все, что с ним было, не узнает близких, не понимает, когда к нему обращаются. Речь на этой стадии пропадает полностью. При условии своевременного лечения тотальная афазия после инсульта может смениться моторной дисфункцией.

Атрофические и некротические изменения в тканях мозга необратимы. Поэтому быстрой реабилитация после приступа не бывает. Здоровые участки мозга должны научиться выполнять несвойственные им ранее функции. Чтобы способность к общению у больного восстановилась, придется потратить немало сил. Наибольший эффект реабилитационные мероприятия приносят в первые 6 месяцев после приступа, поэтому начинать их врачи рекомендуют как можно раньше.

К факторам, определяющим, сколько продлится восстановительный период и удастся ли заново научить пациента говорить, относятся:

  • вид афазии;
  • локализация патологического процесса;
  • объем поражения;
  • скорость и правильность оказания первой помощи.

Лечение афазии после инсульта должно быть согласовано с врачом. Невролог и логопед подберут индивидуальный курс, основываясь на типе нарушений. Хотя даже точное выполнение их рекомендаций не гарантирует, что речь пациента будет восстанавливаться, бездействовать в этой ситуации нельзя.

При небольшом поражении реабилитационный период может занять около месяца. Для устранения афазии пациенту достаточно будет нескольких сеансов с логопедом и приема лекарственных препаратов. Их сочетают с лечебной физкультурой, которая призвана восстановить другие функции организма, пострадавшие от инсульта.

При поражении обширных участков мозга на реабилитацию может уйти от 4 месяцев до 2 лет. На протяжении всего этого времени пациенту придется упорно работать над восстановлением речи.

Основные мероприятия

Для решения такой сложной задачи, как восстановить речь после инсульта, используется комплексный подход, который задействует 3 стороны: врачей, пациента и его родственников. Он включает:

Ускорить реабилитацию помогут дополнительные тренировки с больным после инсульта в домашних условиях. Чтобы выполнять рекомендованные врачом упражнения правильно, родственникам стоит посетить несколько сеансов вместе с пациентом.

Как работает логопед

Нарушение речи при инсульте корректирует логопед. Выбирая методы работы, он учитывает данные предварительного обследования. Пациенты, у которых после инсульта парализовало левую сторону, восстанавливаются легче и быстрее, чем больные, у которых пострадала правая часть тела.

Упражнения для каждого больного логопед подбирает индивидуально, чтобы нагрузка была ему по силам и соответствовала типу и степени афазии. Наращивают ее постепенно начиная с самых легких тренировок и усложняя их от занятия к занятию. На первом сеансе специалист ведет работу с пациентом, у которого пропала речь, на основе важного для него в эмоциональном или смысловом отношении материала, чтобы заинтересовать его.

Хороший результат дает музыкотерапия. Если перенесший инсульт больной, целью которого является восстановление речи, затрудняется составить собственное высказывание или закончить произнесенное логопедом предложение, можно использовать его любимые песни. После прослушивания пациенту предлагается спеть их.

Даже если в первый раз слова песни невозможно будет понять, при многократном повторении их произношение улучшится. Музыкотерапия приносит больным положительные эмоции и помогает развивать утраченные функции с удовольствием.

Длительность логопедических сеансов и перерывов между ними определяются индивидуально. Но есть и общие правила. На первые занятия отводят не больше 7-15 мин. Через 1,5-2 месяца продолжительность тренировок можно будет довести до 30-40 мин. Доказано, что способность к общению восстанавливается быстрее при раннем начале занятий (в течение 1-3 недель после приступа).

Говорят с пациентом спокойно, тихим голосом, комментируя каждое его действие. В процессе тренировок больной не должен слышать посторонних звуков. Радио, телевизор, громкие разговоры будут отвлекать и утомлять его.

Массаж

Результатом кровоизлияния может стать атрофия мышц. Часто после инсульта у пациентов немеет язык. В этом случае логопед регулярно проводит сеансы специального массажа. Стимуляция речевых зон позволяет вернуть язык в анатомически правильное положение. Если этого не сделать, больной просто не сможет выговаривать звуки.

Что можно делать дома

Родственники пациентов, перенесших инсульт, часто задаются вопросами, могут ли они помочь больному быстрее восстановить речь, и что делать для этого. Домашние занятия – важный элемент реабилитации. Но их нужно обязательно согласовывать с лечащим врачом.

Придется быть терпеливым и тщательно контролировать эмоции. Если больной почувствует разочарование близких, он может потерять веру в успех и отказаться от тренировок. Выполнять их лучше перед зеркалом несколько раз в день. Можно делать это в любой последовательности.

Восстановление речи после перенесенного инсульта в привычной для пациента обстановке предполагает регулярное выполнение комплекса, упражнения которого направлены на улучшение артикуляции:

  1. Сложить губы в трубочку. Через 5 сек принять исходное положение, отдохнуть 5 сек и повторить сначала. Всего 5-10 раз.
  2. С напряжением прихватить верхними зубами нижнюю губу. Удерживать позу 5 сек. Отдохнув 5 сек, повторить упражнение. Затем проделать то же самое с нижними зубами и верхней губой. Каждой челюстью нужно поработать 5-10 раз.
  3. Одновременно высунуть язык максимально далеко и вытянуть шею вперед. Задержавшись в таком положении на 3 сек, вернуться в исходное. Отдохнуть 3 сек и повторить. Выполнить 5-10 раз.
  4. Облизывать губы. Сначала верхнюю, двигаясь в направлении справа налево и в обратную сторону, затем нижнюю. Повторить 5-10 раз.
  5. Проводить языком по губам по кругу слева направо и справа налево.
  6. Высунув язык, пытаться прикоснуться им к носу, а затем к подбородку.
  7. Свернуть язык трубочкой и высунуть его. Продержавшись в таком положении 3 сек, отдохнуть столько же.
  8. Поднимать кончик языка и тянуться им к небу. Рот при этом закрыт.
  9. Закрыв рот и разомкнув зубы, проводить по ним языком со стороны губ по кругу.
  10. Цокать языком о небо, подражая звуку копыт бегущей лошади.
  11. Максимально далеко высунув язык, шипеть, как змея.
  12. Широко улыбнуться, показав все зубы. Повторить, не размыкая губ.
  13. Изображать воздушный поцелуй, громко чмокая при этом.
  14. Быстро проводить языком по верхней губе, проговаривая «бл-бл-бл…»
  15. С закрытым ртом упираться напряженным языком то в правую, то в левую щеку.
  16. Улыбнувшись и открыв рот, просунуть язык между зубами и поочередно тянуть его кончик за верхние и опускать за нижние.
  17. Исходное положение – такое же, как в предыдущем упражнении. Кончик языка перемещается между уголками губ.
  18. Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот, поместить на нижнюю губу широкий язык.
Читайте также:  Статистика летальности от инсультов за 2016

В домашних условиях желательно повторять упражнения, которые используются логопедами для восстановления речи у пациентов после инсульта. К ним относится проговаривание:

  • скороговорок;
  • сложных слогов;
  • отрывков текста (с целью заучивания).

Но назначать их должен врач. Неправильно рассчитав нагрузку или выбрав слишком сложные логопедические упражнения, можно навредить больному, отбив у него желание продолжать тренироваться.

Львиная доля ответственности за выздоровление пациента после инсульта лежит на его родственниках. Им нужно постараться максимально вовлекать больного в общение, не оставляя его наедине с собой и не допуская его речевой изоляции. Желательно читать ему вслух. Эффективно использование речевых рядов, когда больному предлагается продолжить перечень предметов, объединенных общим признаком (одежда, животные и т. д.) или перечислить по порядку дни недели.

Народные рецепты

Сторонники нетрадиционной медицины высоко оценивают народные методы, применение которых в домашних условиях помогает вылечить нарушение речи после инсульта. Среди наиболее эффективных:

  • мумие. Принимают состав в дозировке 1,5-2 мг перед сном в течение 2 недель. Отдохнув 5 дней, курс начинают заново. Повторить его нужно 2-3 раза;
  • ножные ванны с хвоей. Они помогают избавиться от психоэмоциональных проблем, мешающих восстановлению речевой функции. Входящие в состав хвои эфирные масла обладают расслабляющим действием;
  • шишки хвойных деревьев (ели, сосны, кедра). Из них можно приготовить отвар, спиртовую настойку или варенье. Шишки оказывают общеукрепляющий эффект.

Прибегать к народным рецептам в лечении последствий инсульта можно, но только в составе комплекса восстановительных мероприятий. Используемые в них вещества способны вызвать аллергию и имеют немало противопоказаний, поэтому применять их рекомендуется по согласованию с врачом.

Лекарственные препараты

Занятия с логопедом и дома должны дополняться медикаментозными методами лечения. Называться препараты могут по-разному, но обычно врачи назначают:

  • нейропротекторы;
  • антикоагулянты;
  • антидепрессанты;
  • снотворные.

Прием лекарств из первых двух групп способствует восстановлению нарушенных функций мозга и растормаживанию речи. В реабилитационном периоде после инсульта больным необходима и психологическая помощь. Потеря речи зачастую кажется им необратимой, а лечение – бесперспективным. Роль антидепрессантов и препаратов, улучшающих сон, в выздоровлении пациента ясна по их названию.

Врач может также настаивать на личных беседах с больным и его родственниками. Их цель ­– настроить пациента на положительный результат, убедить в том, что инвалидности по речи можно избежать, если приложить усилия.

После выписки больного продолжает контролировать логопед. Без тщательного наблюдения на этапе восстановления не обойтись, ведь оно помогает своевременно выявить признаки повторного инсульта. Если речь больного внезапно замедлилась, проводится его госпитализация с дополнительным обследованием.

Инновационные методики

Устранить последствия инсульта помогает использование стволовых клеток. Их применение позволяет обновить и восстановить функции пострадавших от нарушенного кровообращения тканей. Суть методики – в замене погибших нейронов здоровыми нервными клетками.

Процедура включает 3 этапа:

  • выделение стволовых клеток из биоматериала больного;
  • их доведение до нужного объема;
  • введение готового материала. Проводят его внутривенно в 2 приема, интервал между которыми составляет 2 месяца.

Использование стволовых клеток связано с определенными сложностями, главная из них – высокая стоимость процедуры. Но в решении такой проблемы, как вернуть пациенту после инсульта способность нормально разговаривать, она позволяет добиться значительных результатов. Среди них:

  • восстановление целостности тканей головного мозга, его работоспособности в полном объеме,
  • улучшение защитных функций организма,
  • нормализация самочувствия,
  • повышение жизненного тонуса.

Дополнительные способы

В лечении афазии применяются также:

  • физиотерапевтические процедуры. Их предназначение – стимулировать речевую мускулатуру с помощью электрического тока. Помогают они при моторной афазии, но популярностью у врачей этот метод не пользуется;
  • иглорефлексотерапия. Она позволяет улучшить артикуляцию, если афазия моторная;
  • функциональное биоуправление. В его основе лежит визуальный контроль над работой речевой мускулатуры. Не подходит этот метод пациентам с нарушениями понимания;
  • хирургическое вмешательство. К нему прибегают в крайних случаях, когда остальные методы не дают результата. Операция возможна только при ишемическом инсульте. Во время нее нейрохирург соединяет здоровый сосуд мозга и речевую зону, избегая поврежденного участка. В результате ее кровообращение улучшается, но выраженный эффект операция приносит редко.

Залог успеха в лечении афазии – оптимистичный настрой больного, помощь близких и строгое следование врачебным рекомендациям. Выполнение этих условий позволяет надеяться на полное восстановление речи. Быстрого результата здесь не получить, важно не забывать об этом. К большой цели идут постепенно, набравшись терпения, и радуясь каждому маленькому достижению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector