Начала заикаться невроз микроинсульт

Последствие сильного стресса или испуга: невротическое заикание и способы избавления от него

Невротическое заикание – расстройство нервной системы, отражающееся на плавности и ритме речи пациента. Патология также известна под названием «логоневроз».

Заикание у взрослых и детей может возникнуть на фоне затяжного стресса, при или после перенесённого эмоционального шока. Ежегодно десятки тысяч человек обращаются с подозрением на логоневроз к логопедам и неврологам.

Рассмотрим подробнее, какая форма заикания вызывается психогенными причинами и психотравмами, что предшествует возникновению приобретенного логоневроза невротической формы, чем обусловлен механизм заболевания.

Что это такое?

Невротическое заикание (либо логоневроз) – одна из форм нарушения речевых функций, которая выражается в искажении ритма разговора, появлении речевых повторов и невротических запинок.

Данное заболевание, подобно аналогичным заиканиям, формируется вследствие тонических и тоникоклонических судорог в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Логоневроз тесно связан с психотравмирующими событиями, благодаря чему он относится к группе неврозов. Однако заболевание также может быть вызвано внезапно.

В группе риска находятся дети. Главным образом во время активного формирования речевых функций. Кратковременные запинки речи наблюдаются у 4-х детей из 100.

Причины заболевания

Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

  • стресс, сильный испуг или сильный гнев;
  • чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
  • нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
  • подражание разговору заикающегося родственника или друга;
  • потеря близкого человека;
  • проблемы любовного характера.

Патогенез и механизмы развития

Зарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено.

Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

Особенности проявления психологической формы

Последствия перенесения повреждения психики могут проявляться в виде мутизма по причине торможения в зонах речедвигательного анализатора. Мутизм выражается в отказе больного от использования речи.

Длительность «периода молчания» варьируется в зависимости от состояния нервной системы, а также тяжести травмы. Торможение влияет на отделы коры и подкорки головного мозга, захватывает ствол и ретикулярную формацию.

Заикание является только симптомом различных расстройств, из списка которых преобладают: синдром неврозоподобного нарушения речи и речевой невроз (логоневроз).

Другие виды патологии могут существовать в рамках кататонии, эпилепсии, деменции и т.д. В подобных случаях больного направляют на борьбу с главенствующим заболеванием.

Существует также заикание неопределённого происхождения, которое не укладывается целиком в дихотомию логоневроза – это неврозоподобный логосиндром резидуально-органического типа.

Впоследствии растормаживания появляются фрагменты диссоциации различных уровней ЦНС. У больного ребёнка идут отдельные слова, ломается темп, изменяется плавность речи и появляются запинки, ребенок заикается, когда волнуется или нервничает.

Влияние психологически неблагоприятной среды для пациента в таком состоянии может повлечь закрепление речевых дефектов и невротических реакций.

К симптоматике нервного заикания у детей может присоединиться синдром страха, характерный для детских неврозов: больной ребёнок начинает стремиться избежать речевых контактов, идёт нарушение коммуникативных функций.

В процессе взросления вероятно появление страхов и навязчивых мыслей, заикание появляется у взрослого человека при волнении. Речевые нарушения могут то исчезать, то возникать вновь.

Читайте также:  Прединсультное состояние, как его распоз

Чем характеризуются движения детей, страдающих невротическим заиканием? Многие исследователи данной речевой патологии высказывают различные мысли касательно сопутствующих ритуальных движений у больного. На фоне психастенической акцентуации характера была диагностирована специфическая логофобия.

У учеников школ отмечались частые прикосновения ко лбу (жест напряжённой мысли). Работящие люди наблюдали у себя, например, при общении с начальством, переминание с ноги на ногу, прикосновения к мочке уха, похлопывание по определённой части тела.

Диагностика внезапной формы логоневроза

Диагностика логоневроза проходит при наблюдении сразу нескольких специалистов. Опишем детально диагностическую схему: от обращения к врачам до постановки диагноза.

Как проходит диагностика невротического заикания:

  1. Обращение к специалистам в области логопедии и неврологии.
  2. Обследование речи пациента логопедом, определение нарушения темпа, ритма, плавности, наличие ошибок, повторов, растягиваний звуков и прочих дефектов.
  3. Полная неврологическая проверка состояния психического здоровья. В том числе проверка рефлексов больного.
  4. Назначение детального курса лечения.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальную диагностику применяют для того, чтобы отличить невротическое заикание от неврозоподобного. Последний тип патологий возникает ввиду черепно-мозговых травм или множественных отклонений центрально-нервной системы.

В основном, неврозоподобное заикание сопровождается органическими изменениями личности: инертность, несменяемость эйфорического состояния, затруднённая переключаемость.

Во избежание органической природы заикания врачами в дополнение назначается проведение следующих исследований: МРТ, Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ или КТ головного мозга.

Необходимо понимать, что невротическое заикание (когда ребенок или взрослый внезапно, резко начал заикаться) может являться сопутствующим заболеванием при определённых психических отклонениях (например: шизофрения, олигофрения, психопатия). В таких случаях больному назначают консультацию у психиатра.

Кроме того, невротическое заикание следует отличать от функционального заикания у детей. Последнее возникает из-за быстрого развития речи в возрасте 2-5 лет, когда полушария мозга не успевают созревать. Оно имеет временный характер и проходит само, не является истинным логоневрозом.

Лечение и коррекция у детей и взрослых

Можно ли и как вылечить заикание, возникшее от испуга? Логоневроз поддаётся коррекции. Прежде, чем преступать к лечению, требуется изучить и устранить повлекшую к патологии причину.

Лечение проводится медикаментозным и психотерапевтическим путём. Время и интенсивность курса зависит от сложности заболевания, для эффективности проводимых процедур следует точно придерживаться всех врачебных установок.

Список лечебных процедур для улучшения состояния пациента:

  • релаксирующий массаж – снятие тонуса речевого аппарата и улучшение кровообращение в теле;
  • дыхательная гимнастика – налаживание качественного дыхания;
  • настенная психотерапия – психологическое преодоление речевого барьера между больным и социумом;
  • медикаментозные средства – лечение серьёзных психических расстройств;
  • электросонотерапия – улучшение кровообращения, снижение болевой чувствительности;
  • психологические тренинги, арт-терапии и сеансы психоанализа – социализация больного, установление и самоизлечение болезни;
  • гипноз – расслабление тела и выяснение причин психотравмы у пациента.
  • Невротическое (в просторечье «на нервной почве») заикание у ребенка и взрослого чаще всего возникает вследствие перенесённого стресса. Неблагоприятные психологические факторы влияют на деструкцию речи человека. Симптоматика заболевания может как выражаться ярко, так и косвенно с попеременными рецидивами.

    Логоневрозу больше подвержены личности, обладающие слабой психоустойчивостью. Чаще всего заболевание характерно для раннего детского возраста, к примеру, ребенок внезапно испугался и после перенесенного испуга резко начал заикаться.

    В зависимости от тяжести заболевания и условий лечения, патология имеет благоприятный и неблагоприятный исходы. В случае прогредиентной (благоприятной) ситуации симптомы способны исчезнуть полностью.

    Видео по теме

    Что такое невротическое заикание, чем оно отличается от неврозоподобного, как можно его победить:

    Источник

    Психосоматические причины заикания

    Заикание (логоневроз) – это речевое нарушение, связанное с судорогоподобными движениями артикуляционной и гортанной мускулатур. В результате этого человек вынужден задерживаться на определенном звуке или группе звуков.

    Выявлено, что это отклонение возникает в возрасте от 2 до 5-6 лет, в период, когда происходит развитие речи.

    Заикание может иметь невротическую форму (как результат стрессов и неврозов возникает у здоровых детей) и неврозоподобную форму (как следствие наследственных или приобретенных заболеваний нервной системы).

    Причины возникновения заикания бывают предрасполагающими:

    • наследственность,
    • заболевания с энцефалопатическими последствиями,
    • внутриутробные или родовые травмы,
    • переутомление или истощение нервной системы.
    Читайте также:  Как оформить доверенность человеку после инсульта

    Еще выделяют провоцирующие причины:

    • подражание,
    • одномоментная психическая травма (сильный страх, испуг),
    • ускоренная речь (тахилалия),
    • двуязычие в семье.

    Симптомами заикания являются:

    1. нарушение речевого дыхания (образование инспираторно-гласных или проторных звуков) и укороченный выдох,
    2. судорогоподобное замыкание голосовой щели при попытке произношения звука и отсутствие способности плавного произношения,
    3. соматические нарушения (отклонение высунутого языка в сторону, высокий свод неба, искривление носовой перегородки, гипертрофия раковин), сопутствующие движения (движения, которые сопровождают речь при заикании: закрывают глаза, топают ногой, сжимают кулак, пожимают плечами, переступают с ноги на ногу, наклоняют голову и т.д.),
    4. появление страха произношения некоторых звуков, слогов или слов, избегание речевых ситуаций, в периодах обострения возможна немота.

    Заикание и психосоматика

    Речь зависит от слаженной работы двух групп мышц. За этим следит стриопаллидарная система, которая контролирует за своевременным сокращением и расслаблением мышц, участвующих в речи. Но эмоциональное перевозбуждение или травма блокирует эту регулирующую систему, что может привести к тоническому спазму или тику (клоническое повторение).

    Как было отмечено, заикание появляется в период, когда развивается речь. Именно в это время происходят перемены, которые связаны с психологическими усилиями ребенка, поэтому в это время психика ребенка очень восприимчива и чувствительна.

    В связи с этим неверное внешнее воздействие на психику ребенка может привести к преграде в развитии такого врожденного естественного свойства у детей, как речь.

    Выявлено, что неправильные методы воспитания приводят к заиканию у детей, которые отличаются зрительным, оральным или анальным векторами развития.

    Психологические причины появления заикания у детей с разным вектором развития

    Так, если ребенок с оральным вектором развития (говорун) в детстве получает хороших слушателей в лице своих родителей, когда он может мыслить говорением, то из него может вырасти выдающийся оратор (преподаватель и т.п.).

    Такой ребенок мыслит в слух, а, так как дети постоянно о чем-то думают, размышляют обо всем, что видят вокруг, то такой ребенок постоянно говорит, не замолкая. Ему нравится, когда его слушают, поэтому иногда начинает сочинять небылицы.

    Но часто родители не выдерживают этого и начинают выдвигать свои требования. А если ребенок еще и любит приукрашивать свои истории, то нередко бьют по губам («чтобы больше не врал»).

    Для ребенка-оральника такой удар по губам является сильнейшим потрясением и травмой. Его природа требует говорения, но возникает преграда в виде родительских наказаний. Если такая ситуация повторяется часто, то такой ребенок начинает заикаться, а его речь начинает искажаться (шепелявость, картавость, присвистывание и др.).

    Известно, что ребенку с анальным вектором развития (медлительный) характерные такие черты, как: медленное, но основательное обучение (как бытовым, так и другим действиям), переспрашивание до тех пор, пока не поймет, нерешительность, послушность и т.п. Он любит доводить дело до конца.

    В то же время ребенок-анальник получает удовольствие от признания его достижений и заслуженной похвалы от родителей, поэтому любит учиться и радовать своих родителей (поведением, порядком в комнате, учебой).

    Если такой ребенок получает необходимые условия для развития, то он может вырасти очень грамотным специалистом, профессионалом своего дела или выдающимся ученым.

    Однако если родители постоянно торопят такого ребенка, одергивают, перебивают (медленно говорит), не дают ему договорить до конца, то у него начинается нарушение речи – заикание.

    Заикание ребенка-анальника отличается трудностями с началом повествования, обрываниями или долгими паузами при говорении, также невозможностью говорить в сложных ситуациях или перед незнакомой или большой аудиторией.

    Психологи отмечают, что ребенок со зрительным вектором развития является самым впечатлительным и чувствительным, а эмоции переживаются им с максимальной силой.

    Нормальные условия развития (прочная эмоциональная связь с мамой, что дает ощущение защищенности и безопасности) позволяют этому пугливому ребенку вырасти бесстрашным и сострадательным человеком, способным на всеобъемлющую любовь к людям. Поэтому часто такие дети становятся работниками медицины, социальными работниками, работниками культуры или занимаются благотворительностью.

    Читайте также:  Приспособления для кровати для инсультников

    Эмоциональность и восприимчивость зрительного ребенка способствуют тому, что полученный в детстве испуг или сильный эмоциональный стресс приводит к нарушению его речи.

    Заикание такого ребенка отличается сбивчивостью, как будто его захлестывают эмоции, которые не дают нормально проговаривать слова.

    Психосоматические факторы и причины заикания

    В психологии выделяются такие факторы появления заикания:

    • истерический: резкая смена условий (в семье баловали, пошел в детский сад, а там ребенок – как все);
    • неврастенический: родители постоянно принижают достижения ребенка и его самого, сравнивая с другими детьми (психика ребенка не выдерживает);
    • психастенический: гиперопека родителей способствует становлению неуверенного в себе подростка, что может негативно сказаться на общении со своими сверстниками и привести к проблеме с речью.

    Большинство психологов в качестве психологических причин заикания у взрослых выделяет ощущение постоянной неправоты, неумение отстоять свои права, а также страх высказать свои потребности и желания. Согласно их позиции, все эти негативные чувства идут из детства.

    Известный автор по психосоматике Луиза Хей психологической основой заикания взрослых видит неуверенность, неполное самовыражение и убеждение, что слезы как облегчение – не для вас.

    По мнению В. Жикаренцева, причиной этого недуга является отсутствие чувства безопасности и возможности самовыражения, а также запрет на плач.

    Психолог Лиз Бурбо поясняет, что заика в молодости очень боялся выражать свои потребности и желания. Он также боялся тех, кто представлял для него власть. Особенно сильный страх он чувствовал тогда, когда ему нужно было что-то сказать.

    Пути исцеления психосоматического заикания

    Медики и логопеды утверждают, что заикание, которое появляется в результате неправильного (стрессового) воспитания, — явление обратимое. Это значит, что все виды невротического заикания успешно лечатся. Особенно быстро и эффективно такие виды речевого нарушения лечатся до достижения 12-15 лет (окончание пубертатного или подросткового периода).

    Поэтому в детских садах действуют специальные логопедические группы, работа которых основана на игровой терапии, логопедической ритмике (говорение в такт с ритмичными движениями пальцев, говорение нараспев и др.) и др.

    Следует отметить, что кроме работы специалиста-логопеда, очень важна и параллельно выстроенная семейная терапия (релаксация, отвлечение внимания, позитивное внушение).

    И это естественно. Ведь, если, как пишут психологи, часто именно семья становится провоцирующим фактором появления заикания, то, конечно же, именно она, в первую очередь, и должна проявлять усилия по снятию стрессовых причин и восстановлению нормальных условий для развития ребенка (любовь и полное принятие и т.д.).

    И восстановление этого речевого нарушения у детей постарше будет зависеть от семьи и ее усилий. Эмоциональная поддержка близких, атмосфера душевного тепла и уважения всех членов семьи, чуткость и внимательность в отношениях, любовь родителей – все это поможет подростку осознать, что его любят, что он в безопасности. Эти заново восстановленные базовые чувства позволят ему вернуть потерянное чувство уверенности в себе и веру в свои силы.

    Что касается путей исцеления невротического заикания уже взрослого человека, то здесь необходима работа над собой.

    Первое, что следует сделать – это проанализировать свое детство и юность и найти психологическую причину — момент, после которого началось заикание (подсказки даны выше).

    Второй шаг исцеления связан осознанием и принятием причины: «Да, в детстве так получилось, что я таким образом отреагировал на испуг или на ошибочный метод воспитания родителей. Но сейчас я – взрослый человек и понимаю, принимаю и прощаю себя, родителей (или других, кто участвовал в ситуации появления недуга). Сейчас я могу свободно выражать свои желания, высказывать свою точку зрения. Надо мной сейчас никто не властен, никто меня не торопит, не одергивает, и мне не нужно никого бояться…» и т.д.

    Параллельно с изменением своего привычного пугливого и неуверенного мышления, можно и нужно использовать различные техники релаксации, дыхательные техники, проговаривать аффирмации, взять на вооружение арттерапию, песенную терапию (выявлено, что при пении заикание исчезает) и т.д.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector