Наглядные пособия для пациентов перенесших инсульт

Подборка игр для людей после инсульта

По данным статистики России каждые полторы минуты кто-то переносит инсульт. И все с разными последствиями. Кто-то быстро идет на поправку и может восстановить подвижность организма практически до предынсультного состояния. Кому-то реабилитация дается очень тяжело. И в том и другом случае для человека после инсульта самыми главными остаются три вещи:

  1. Компетентная и своевременная медицинская помощь, грамотная реабилитация.
  2. Понимание того, для чего нужно жить дальше и пытаться восстановиться.
  3. Поддержка близких людей, которые часто становятся «движущей силой» выздоровления.

Памятка для тех, кто рядом

  1. Старайтесь как можно больше разговаривать с человеком после инсульта. Не отстраняйте его от решения бытовых и семейных вопросов. Не договаривайте за него слова и фразы, лучше подождать, когда он сам их произнесет.
  2. Если после инсульта у человека сохраняется подвижность, старайтесь поручать ему посильные задания: порезать овощи, вытереть пыль, помыть посуду. Пусть это будет дольше, чем обычно. Но так человек будет чувствовать свою нужность, не будет изолированным от привычной жизни.
  3. Всегда верить в успех реабилитации, напоминать о том, чего удалось достичь, сравнивать результаты месячной давности и сегодняшнего дня, чтобы был виден прогресс.
  4. Оставить место для юмора. Здесь каждый сам отмеряет границы, понимая, где можно «приперчить» так, чтобы не унизить и не обидеть близкого.

Самое сложное для тех, кто заботится о больном – не опускать руки, когда сам человек не хочет заниматься, все время отговаривается: «потом», «не хочу», «а зачем», «это ничего не изменит». В такие минуты они похожи на детей, которые не хотят учить свои уроки. Как в таких случаях поступать? Почти так же, как и с детьми: сделать занятия увлекательными и веселыми, почти как детская игра!

Игра на координацию движений. С ее помощью в некоторых реабилитационных центрах уже прошли успешное восстановление несколько пациентов. Задача игрока – обвести крючочком все пальчики. Но если задеть какой-то пальчик, раздается звуковой сигнал, так что нужно стараться быть внимательным и аккуратным!

Тренажеры для дыхания «Футбол», «Летающий шарик» могут понадобиться на артикуляционной гимнастике при нарушении речи. Также мышцы лица может помочь разработать озорная игра «Кривляки».

Для восстановления речи благоприятно:

– петь песни (если человек может повторить мотив – это уже прогресс),

– повторять скороговорки (лучше взрослые и озорные, типа «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ» или «О любви не меня ли Вы мило молили И в туманы лимана Манили меня?»),

– слушать радиоспектакли и аудиокниги (важно, чтобы записанная речь была выразительной).

Для развития мелкой моторики рук используют:

  • Паззлы. Желательно с крупными деталями и четкими рисунками. Например, «Мир животных».
  • Пинцет. Им можно захватывать кусочки порванной бумаги, бусины, фасолины, макароны.
  • Шнуровки, например, «Сыр» или «Ботинок». Можете попробовать игру на ловкость «Достань конфетку».
  • «Стучалка». Такая простая детская забава очень помогает в развитии координации движений.
  • Матрешка. Порадуйте близкого – спрячьте внутри вкусняшку или мотивирующую записку.
  • Тренажер «Левое-правое».
  • Мозаики. Хорошо подойдет вот такая – из палочек с готовыми заданиями.
  • Прописи. Они могут быть деревянными или на бумаге.
  • Многим пациентам рекомендуют лепку из пластилина или теста. Начинают, как всегда, с простых заданий: скатать шарик, колбаску, сделать лепешку. Затем собирают фигуры из нескольких деталей, а потом – выщипывают части фигуры из большого куска.

Очень помогает в реабилитации рисование. Кисти можно использовать, а можно рисовать и просто пальцами и ладошками. Это поможет снова найти контакт со своим телом, научится чувствовать его. Но при таком рисовании краски лучше использовать пальчиковые (они, к слову, легко смываются и отстирываются).

И, конечно, раскраски. Они помогают тренировать силу нажатия, регулировать длину штрихов, оттачивают аккуратность. Раскраски сейчас бывают не только в классическом исполнении, но и многоразовые.

Можно запастись головоломками:

Все эти игры развивают мелкую моторику, помогут в восстановлении мыслительных процессов. К тому же они очень компактны, поэтому их легко брать с собой в поездки (например, в санаторий или центр реабилитации).

Некоторые люди после инсульта увлекаются разгадыванием кроссвордов, сканвордов и т.п. Попробуйте и другие игры со словами, например «Словодел» или Настольную игру «Словечки». Обе они хороши и в случае потери речи.

Не забывайте о расслабляющих массажах и гимнастике для глаз. В первом случае могут помочь тактильные мячики, а во втором – обычный карандаш, за движениями которого нужно следить глазами.

Используйте и подручные средства:

– закручивайте крышки на банках и бутылках,

-перебирайте макароны, фасоль,

– рисуйте на манке пальцами и палочкой,

– прицепляйте бельевые прищепки к краю коробки,

– рвите и комкайте бумагу.

И, конечно, помните о прекрасном: чаще смотрите позитивные фильмы, слушайте любимую музыку или звуки природы, читайте любимую литературу, бывайте на свежем воздухе (насколько это возможно), общайтесь с единомышленниками. Это важно как для того, кто восстанавливается после инсульта, так и для тех, кто ему в этом помогает, отдавая родному человеку частичку своего сердца.

Источник

Как восстановить речь после инсульта: восстановление с помощью упражнений, медикаментозных и народных средств

В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр. Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт. Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Почему нарушается речевая функция

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией. Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга. При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.
Читайте также:  Алгоритм неотложной скорой помощи при инсульте

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Восстановление речи после инсульта: занятия с логопедом

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего. После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача. Пациентам, которые делают успехи, показаны занятия в группах – такая методика имеет высокую эффективность, а больные, находясь среди людей со схожими нарушениями, перестают смущаться. Имеет значение и соревновательный момент. Возможно обучение близких пациента с тем, чтобы они проводили занятия с ним в домашних условиях. В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.

Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение. Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык). Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

Для ускорения процесса восстановления речи после инсульта, врачи могут назначить препараты, которые помогают восстановить работу центральной нервной системы. К таким относится оригинальный ноотропный препарат Глиатилин (холина альфосцерат). Фосфатная форма препарата дает возможность Глиатилину лучше усваиваться и как можно быстрее восстановить поврежденные клетки мозга, что способствует восстановлению речи, памяти и мышления. Холина альфосцерат защищает клетки мозга от дальнейших повреждений, даже при нарушенном кровообращении или недостаточном насыщении кислородом. Глиатилин улучшает передачу нервных импульсов и оказывает положительное влияние на функции рецепторов. Препарат хорошо переносится пациентами, противопоказан к применению беременными, кормящими женщинами и людьми с повышенной чувствительностью к холина альфосцерату.

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

Упражнения, направленные на разработку губ:

  • максимальное вытягивание губ в трубочку;
  • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
  • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
  • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

Упражнения для разработки языка:

  • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
  • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
  • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
  • закругление языка назад как можно дальше;
  • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

Дополнительные методы восстановления речевых нарушений

Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.

Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

Читайте также:  Что важно после инсульта

Прогноз

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства. Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже. Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

В первые недели после геморрагического или ишемического инсульта можно обойтись занятиями по 10-15 минут. Постепенно продолжительность занятий увеличивают.

Детализированный прогноз выглядит следующим образом:

  • в отсутствие адекватного лечения шанс восстановления речевой активности после ее утраты в результате инсульта примерно равен 15%;
  • при тяжелой форме инсульта, но соблюдении полного комплекса терапевтических мер, шансы на полное восстановление возрастают до 55%, при инсульте средней тяжести – 75%, при легком инсульте – 90%.

Поэтому ответ на вопрос «как восстановить речь после инсульта?» следующий: своевременно начать лечение, под контролем врача делать упражнения регулярно и упорно, набраться терпения и не бросать занятия, даже если результат не такой быстрый и явный, как ожидается.

Видео

Предлагаем к просмотру видеоролик по теме статьи.

Источник

Уход за больными, перенесшими инсульт

Острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) являются важнейшей медико-социальной проблемой. Заболеваемость инсультом составляет 2,5-3 случая на 1 тыс. населения в год. Примерно в одной трети случаев инсульт приводит к летальному исходу. Приблизительно половина тех, кто выжил, стойко утрачивает трудоспособность. Лишь 20% лиц, перенесших инсульт, возвращаются к труду, при этом одна треть всех заболевших – люди работоспособного возраста.

Необходимость обучения пациентов с ОНМК и их родственников

Во время стационарного лечения пациента, перенесшего инсульт, его реабилитация только начинается: функциональные и психологические улучшения у больных с ОНМК могут наступить в течение нескольких ме- сяцев после выписки. Прекращение оказания специализированной по- мощи часто приводит к ухудшению физических возможностей и психоло- гического состояния пациента и его семьи. Идеальное решение пробле- мы – перевод больного из стационара в нейрореабилитационное отделе- ние [2]. Однако таких отделений в нашей стране недостаточно, и, как правило, после получения необходимого лечения больные отправляются домой. Близкие пациентов, перенесших инсульт, зачастую имеют низкий уровень знаний об уходе за тяжелобольными, поэтому целесообразно их обучение медицинскими работниками в специальных школах здоровья.

В настоящее время в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н “Об ут- верждении Номенклатуры медицинских услуг”, представлены следующие школы [3]:

  • для беременных;
  • для пациентов с сахарным диабетом;
  • для пациентов, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией);
  • для больных с артериальной гипертензией;
  • для больных с сердечной недостаточностью;
  • для пациентов, находящихся на хроническом гемодиализе;
  • для больных с бронхиальной астмой;
  • для больных с заболеваниями суставов и позвоночника;
  • для пациентов с трансплантированным органом;
  • для эндокринологических пациентов с нарушениями роста;
  • школа психологической профилактики для пациентов и родственников.

Таким образом, в названном документе нет отдельной школы для пере- несших инсульт пациентов и их родственников. Вместе с тем, в ней ука- зана такая медицинская услуга, как “Обучение близких уходу за тяжело- больным пациентом” (A13.30.004).

Результаты опроса родственников пациентов с ОНМК

С целью выявления готовности к обеспечению ухода за тяжелобольным и определения потребности в обучении этому в первом квартале 2011 г. в неврологическом отделении для больных с нарушением мозгового кро- вообращения БУЗОО “ГКБСМП № 2” г. Омска было проанкетировано 50 родственников и близких пациентов, требующих по состоянию здоровья постоянного или временного ухода.

Выяснилось, что в основном за пациентами ухаживают женщины – 38 чел. (76% респондентов) в возрасте от 18 до 77 лет (средний показатель состав- ляет 43,5 года). Социальный состав опрошенных представлен рабочими 18 чел. (36%), служащими – 11 чел. (22%), пенсионерами – 9 чел. (18%), домохозяйками 6 чел. (12%), инвалидами – 2 чел. (4%) и безработными – 2 чел (4%). Свой социальный статус отказались указать 2 чел. (4%). Уход своему супругу обеспечивали 22 респондента (44%), родителям – 12 чел. (24%), взрослым детям – 7 чел. (14%), другим родственникам – 8 чел. (16%), близкому другу – 1 чел. (2%).

На момент проведения исследования почти половина (40%) пациентов, близкие которых принимали участие в опросе, передвигались самостоя- тельно, 17 чел. (34%) могли перемещаться с помощью предметов и по- мощника, подвижность 9 чел. (18%) была ограничена кроватью и 4 чел. (8%) были полностью неподвижны.

При этом семеро больных (14%) обслуживали себя полностью, 33 чел. (66%) были способны к частичному самоуходу и 10 чел. (20%) нуждались в полном постороннем уходе. У 11 пациентов (22%) имелись нарушения целостности кожных покровов, 12 чел. (24%) не могли контролировать функции тазовых органов, 10 чел. (20%) не могли самостоятельно питаться.

При ответе на вопрос, как они оценивают свои знания по уходу, лишь 8 (16%) респондентов дали оценку “хорошо”, 14 (28%) – “удовлетворитель- но”. Основная же масса опрошенных 28 чел. (56%) сочли свои знания об уходе за тяжелобольными неудовлетворительными. При этом 18 (36%) опрошенных не пожелали улучшить свои навыки по уходу на специальных курсах и от обучения отказались, 32 чел. (64%) согласились посещать занятия по уходу за тяжелобольными.

Организация обучения родственников

На основании проведенного исследования был сделан вывод о назрев- шей необходимости организовать обучение родственников уходу за тяже- лобольными пациентами на базе неврологического отделения для больных с нарушением мозгового кровообращения БУЗОО “ГКБСМП № 2” г. Омска. С этой целью в мае 2011 г. была разработана и внедрена в практическую деятельность программа (приложение 1), призванная помочь ухаживаю- щим грамотно осуществлять уход. Ее автор и разработчик – Н.Н. Тверди- кова, старшая медицинская сестра неврологического отделения для больных с нарушением мозгового кровообращения БУЗОО “ГКБСМП № 2” г. Омска; научный руководитель проекта – М.Ю. Отмахова, заведующая кафедрой клинических дисциплин ГБОУ ВПО ОмГМА Минздравсоцраз- вития России; рецензенты – И.Н. Степанов, канд. мед. наук, ассистент кафедры неврологии и нейрохирургии ОмГМА и Т.В. Ларькова, главная медицинская сестра БУЗОО “ГКБСМП № 2” г. Омска.

Программой предусмотрены консультации на тему, когда, как и с по- мощью каких средств необходимо осуществлять ежедневные гигиениче- ские процедуры, а также подбор индивидуальных эффективных методов профилактики образования пролежней, даны разъяснения о том, как из- бежать многих, на первый взгляд, невидимых ошибок в уходе.

На занятиях обучают принципам общего ухода, правилам применения специальных средств для этих целей, методам профилактики осложнений у больных с ОНМК, дезинфекции и контроля над изменением состояния здоровья пациента. Разработана карта наблюдения за пациентом в до- машних условиях (приложение 2), которую ведут ухаживающие самосто- ятельно для своевременной оценки динамики изменения его состояния, что позволяет на ранних этапах предотвращать развитие осложнений основного заболевания.

  • Приобретенные в результате обучения знания и навыки по уходу за тяжелобольными пациентами способствуют:
  • повышению качества жизни граждан, нуждающихся в уходе;
  • социально-бытовой адаптации тяжелобольных;
  • созданию благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, где проживает больной человек;
  • высвобождению времени родственников за счет оптимизации про- цесса ухода;
  • снижению потребности тяжелобольных в услугах стационарных уч- реждений здравоохранения и социального обслуживания.
Читайте также:  Программа реабилитации после инсульта восстановление речи

Учебный кабинет, в котором проходят занятия с родственниками, осна- щен предметами ухода, демонстрационной техникой, дисками с видео- фильмами, методическими пособиями и памятками.

Для удобства посещения занятий обучающиеся выбрали вариант по- вторяющихся циклов занятий с фиксированным расписанием тематики уроков без привязки к конкретной группе. Каждый новый член группы может начать обучение с любого урока, который идет по расписанию. Это возможно благодаря тому, что на каждом уроке рассматривается само- стоятельная тема [4].

В конце каждого занятия для определения качества обучения проверя- ется усвоение полученных знаний в форме устного опроса в соответствии с программой обучения. Далее проводится обсуждение результатов. Ка- чество программного обучения оценивается путем анкетирования. По итогам уже проведенного анкетирования был выявлен высокий уровень полученных знаний более чем у 80% прошедших обучение.

Занятия в рамках гигиенического обучения и воспитания населения по профилактике заболеваний, сохранению, укреплению здоровья проводят три опытные медицинские сестры неврологического отделения для боль- ных с нарушением мозгового кровообращения БУЗОО “ГКБСМП № 2” г. Омска. Это высококвалифицированные специалисты с хорошей теоре- тической и практической подготовкой, стажем работы в учреждениях здравоохранения не менее десяти лет, имеющие сертификаты по специ- альности “сестринское дело”, диплом о повышенном уровне образования, владеющие необходимыми навыками общения, знаниями нозологии за- болеваний, принципов ухода за пациентами и педагогики.

Организует и контролирует работу медицинских сестер в школе старшая медицинская сестра отделения. Своевременность проведения занятий, выполнение учебных программ и методик обучения также проверяют за- ведующий отделением, главная медицинская сестра и заместитель глав- ного врача по лечебной части. Они же проводят личные беседы с обуча- емыми и наблюдают за работой персонала.

Трудно переоценить роль медицинской сестры в формировании здо- рового образа жизни, обучении действиям по сохранению и укреплению здоровья и больных, и здоровых людей. Их самостоятельность и актив- ность в этой области способствуют повышению престижа профессии медицинской сестры и приводят к тому, что значительный профессио- нальный потенциал сестринского персонала используется в должной мере.

Программа обучения родственников уходу за тяжелобольными пациентами в условиях неврологического отделения МУЗ “ГКБСМП № 2”

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Понятие об инсульте. Обучение принципам помощи в экс- тренных ситуациях

Форма организации занятий – лекция (1 ч).

  • сущность понятия “инсульт”, классификация инсульта;
  • основные причины развития заболевания;
  • осложнения;
  • неотложные состояния, их клинические проявления;
  • оказание помощи при развившемся неотложном состоянии.
  • определение неотложных состояний у пациента;
  • оказание первой доврачебной помощи при неотложном состоянии;
  • ведение карты наблюдения за пациентом.

Содержание учебного материала: анатомо-физиологические особен- ности мозгового кровообращения, строение головного мозга. Понятие “острое нарушение мозгового кровообращения”, классификация инсульта. Факторы риска развития заболевания. Последствия. Клинические про- явления неотложных состояний при инсульте и порядок оказания неот- ложной помощи. Форма ведения дневника показателей, используемых в оценке состояния пациента.

Тема 2. Организация ухода в домашних условиях. Безопасная среда

Форма организации занятий – лекция (1 ч).

  • понятие инфекционной безопасности;
  • создание условий в доме для пациента, перенесшего инсульт;
  • оптимизация обслуживания и самообслуживания больного в домаш- них условиях.
  • мытье и антисептика рук ухаживающих;
  • использование средств по уходу за тяжелобольными.

Содержание учебного материала: понятие “инфекционная безопасность” при уходе за тяжелобольным, правила антисептики. Правила дезинфекции предметов ухода. Условия, которые должны быть созданы дома для паци- ента, перенесшего инсульт. Требование к оснащению комнаты, в которой он находится. Использование предметов ухода.

Тема 3. Уход за полостью рта, кормление пациента

Форма организации занятий – комбинированное занятие (1 ч 30 мин).

  • правила кормления пациента;
  • режим питания пациентов, перенесших инсульт;
  • особенности ухода за полостью рта.
  • техника кормления пациента;
  • обработка полости рта.

Содержание учебного материала: режим питания пациентов, перенес- ших инсульт. Особенности кормления тяжелобольного при нарушении функции глотания. Уход за зубами и полостью рта.

Тема 4. Общегигиенический уход, профилактика пролежней

Форма организации занятий – комбинированное занятие (1 ч 30 мин).

  • понятие “личная гигиена”;
  • уход за кожей, гигиенические и вспомогательные средства для ухода за кожей;
  • понятие “пролежни”, места их локализации и стадии развития;
  • внутренние и внешние факторы риска развития пролежней;
  • оценка риска возникновения пролежней: шкала Ватерлоу.
  • общее мытье больного;
  • профилактика пролежней. Перемещение пациента в постели. Поло- жение Симса, Фаулера;
  • уход за пролежневой язвой.

Содержание учебного материала: личная гигиена тяжелобольного (мы- тье тела, уход за волосами и ногтями). Применение современных средств ухода за кожей. Смена нательного и постельного белья. Методы переме- щения пациента в постели, использование поперечной простыни. Понятие “пролежни”. Места локализации. Стадии пролежней. Схема осмотра кож- ных покровов. Внутренние и внешние факторы риска развития пролежней. Оценка риска возникновения пролежней по шкале Ватерлоу. Основные принципы профилактики пролежней. Лечение пролежней.

Тема 5. Профилактика застойных явлений в легких. Чем опасна обездвиженность

Форма организации занятий – комбинированное занятие (1 ч 30 мин).

  • виды лечебно-охранительного режима;
  • профилактика пневмонии;
  • профилактика контрактур.
  • постуральный массаж грудной клетки;
  • дыхательная гимнастика при нарушении нормального дыхания и вен- тиляции легких;
  • применение пассивной гимнастики парализованных конечностей.

Содержание учебного материала: лечебно-охранительный режим. Про- филактика пневмонии у тяжелых лежачих пациентов с нарушением нор- мального дыхания и вентиляции легких. Массаж грудной клетки, включа- ющий переворачивание больного на живот и легкое постукивание снизу вверх по всей поверхности спины. Применение дыхательной гимнастики (надувание воздушных шариков). Применение пассивной гимнастики парализованных конечностей.

Тема 6. Уход за больными с нарушением мочеиспускания и дефекации

Форма организации занятий – комбинированное занятие (1 ч 30 мин).

  • анатомия и физиология мочевыделительной системы;
  • виды недержания мочи, причины и механизмы недержания мочи;
  • современные средства по уходу за людьми, страдающими недержа- нием мочи;
  • понятие “запор”.
  • туалет промежности;
  • техника смены подгузников.

Содержание учебного материала: ана- томо-физиологические особенности мочевыделительной системы. Понятие “недержания мочи”. Виды, причины и механизмы недержания. Современные средства по уходу за людьми, страдающими недержа- нием мочи. Алгоритм смены подгузников при недержании у тяжело- больного пациента. Уход за промежностью. Понятие “запор”.

Оснащение занятий

  • тематический план занятий;
  • методическое пособие для проведения занятий с презентациями;
  • алгоритмы оказания неотложной доврачебной помощи;
  • методическое пособие по уходу для родственников тяжелобольных пациентов;
  • памятки по уходу;
  • буклеты о средствах по уходу.

видеофильмы по уходу:

  • замена подгузников для взрослых;
  • мытье больного в постели;
  • кормление больного в постели;
  • смена положения тела в постели;
  • помощь больному при вставании с постели.
  • смена постельного белья тяжелобольному;
  • профилактика пролежней;
  • средства по уходу;
  • технические средства для передвижения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector