Оценочные шкалы степени тяжести инсульта

Шкала NIHSS

При оценке по шкале NIHSS необходимо строго следовать разделам шкалы, регистрируя баллы в каждом из подразделов по очереди. Нельзя возвращаться назад и изменять выставленные ранее оценки. Следуйте инструкциям для каждого из подразделов. Оценка должна отражать то, что на самом деле делает пациент, а не то, что, по мнению исследователя, пациент может делать. Регистрируйте ответы и оценки испытуемого в процессе исследования, работайте быстро. Если это не указано в инструкциях к соответствующему подразделу, не следует тренировать больного и/или добиваться от него лучшего выполнения команды.

Уровень бодрствования

Если полноценное исследование невозможно (например, из-за эндотрахеальной трубки, языкового барьера или повреждения оротрахеальной области), оценивается общий уровень ответов и реакций.
Оценка 3 ставится только в тех случаях, когда пациент в коме и не реагирует на болевые раздражители или его реакции носят рефлекторный характер (разгибание конечностей).

Ясное сознание, живо реагирует

Оглушение и/или сомноленция; можно добиться ответов и выполнения инструкций при минимальной стимуляции.

Глубокое оглушение или сопор, реагирует только на сильные и болевые раздражители, но движения не стереотипны.

Атония, арефлексия и ареактивность или ответы на раздражители состоят из рефлекторных нецеленаправленных движений и/или вегетативных реакций.

Уровень бодрствования: ответы на вопросы

Пациента просят назвать текущий месяц и свой возраст. Ответы должны быть точными, нельзя засчитывать ответ, который близок к правильному. Если пациент не воспринимает вопрос (афазия, значительное снижение уровня бодрствования), ставится оценка 2. Если пациент не может говорить из-за механических препятствий (эндотрахеальная трубка, повреждение челюстно-лицевой области), тяжелой дизартрии или других проблем, не связанных с афазией, ставится оценка 1. Важно, чтобы оценивался только первый ответ и исследователь никак не помогал пациенту.

Правильные ответы на оба вопроса.

Правильный ответ на один вопрос.

Не ответил на оба вопроса.

Уровень бодрствования: выполнение команд

Пациента просят открыть и затем закрыть глаза, сжать и разжать кулак непарализованной руки. Если есть препятствия (например, невозможно использовать руку), замените эту команду другой командой, предусматривающей одноэтапное действие. Если сделана явная попытка, но действие не завершено из-за слабости, результат зачитывается. Если пациент не реагирует на произнесение команды, ему следует продемонстрировать, что от него требуется, и затем оценить результат (повторил оба, одно или ни одного). Оценивается только первая попытка.

Выполнил обе команды.

Выполнил одну команду.

Не выполнил ни одной из команд.

Движения глазных яблок

Частичный парез взора; нарушены движения одного или обоих глаз, но нет тонической девиации глазных яблок и полного паралича взора.

Тоническая девиация глазных яблок или полный паралич взора, который сохраняется при проверке окулоцефалических рефлексов.

Поля зрения

Поля зрения (верхние и нижние квадранты) исследуют методом конфронтации, путем подсчета количества пальцев или пугающих резких движений от периферии к центру глаза. Можно давать пациентам соответствующие подсказки, но если они смотрят в направлении движущихся пальцев, это можно расценивать как норму. Если один глаз не видит или отсутствует, исследуется второй. Оценка 1 ставится только в случае выявления четкой асимметрии (включая квадрантанопсию). Если пациент слеп (по любой причине), ставится 3. Здесь же исследуется одновременная стимуляция с обеих сторон, и, если есть гемиигнорирование, ставится 1 и результат используется в разделе “Гемиигнорирование (неглект)”.

Поля зрения не нарушены.

Слепота (включая корковую).

Нарушение функции лицевого нерва

Нормальные симметричные движения мимических мышц.

Легкий парез мимических мышц (сглажена носо-губная складка, асимметричная улыбка).

Умеренный прозопарез (полный или выраженный парез нижней группы мимических мышц).

Паралич одной или обеих половин лица (отсутствие движений в верхней и нижней части лица).

Сила мышц левой руки

Разогнутую руку устанавливают под углом 90° (если пациент сидит) или 45°(если пациент лежит) к телу ладонями книзу и просят пациента удерживать ее в таком положении 10 с. Сначала оценивают непарализованную руку, затем другую. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Рука не опускается в течение 10 с.

Рука начинает опускаться до истечения 10 с, но не касается кровати или другой поверхности.

Рука удерживается какое-то время, но в течение 10 с касается горизонтальной поверхности.

Рука сразу падает, но в ней есть движения.

Движения в руке отсутствуют.

Сила мышц правой руки

Разогнутую руку устанавливают под углом 90° (если пациент сидит) или 45°(если пациент лежит) к телу ладонями книзу и просят пациента удерживать ее в таком положении 10 с. Сначала оценивают непарализованную руку, затем другую. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Рука не опускается в течение 10 с.

Рука начинает опускаться до истечения 10 с, но не касается кровати или другой поверхности.

Рука удерживается какое-то время, но в течение 10 с касается горизонтальной поверхности.

Рука сразу падает, но в ней есть движения.

Движения в руке отсутствуют.

Сила мышц левой ноги

Всегда исследуется в положении лежа. Пациента просят поднять ногу под углом 30° к горизонтальной поверхности и удерживать в таком положении 5 с. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Сначала оценивают непарализованную ногу, затем другую. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Нога не опускается в течение 5 с.

Нога начинает опускаться до истечения 5 с, но не касается кровати.

Нога удерживается какое-то время, но в течение 5 с касается кровати.

Нога сразу падает, но в ней есть движения.

Движения в ноге отсутствуют.

Сила мышц правой ноги

Всегда исследуется в положении лежа. Пациента просят поднять ногу под углом 30° к горизонтальной поверхности и удерживать в таком положении 5 с. При афазии можно помочь принять исходное положение и использовать пантомиму, но не болевые раздражители. Сначала оценивают непарализованную ногу, затем другую. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Нога не опускается в течение 5 с.

Нога начинает опускаться до истечения 5 с, но не касается кровати.

Нога удерживается какое-то время, но в течение 5 с касается кровати.

Нога сразу падает, но в ней есть движения.

Движения в ноге отсутствуют.

Атаксия в конечностях

Данный раздел предусматривает выявление признаков поражения мозжечка с одной стороны. Исследование проводится с открытыми глазами. Если есть ограничение полей зрения, исследование проводится в той области, где нет нарушений. С обеих сторон выполняются пальце-носо-пальцевая и коленно-пяточная проба. Баллы начисляются только в том случае, когда выраженность атаксии превосходит выраженность пареза. Если пациент не доступен контакту или парализован, атаксия отсутствует. Если пациент не видит, проводится пальце-носовая проба. Если исследовать силу невозможно (конечность отсутствует, анкилоз в плечевом суставе, перелом) делается соответствующая отметка.

Атаксия в одной конечности.

Атаксия в двух конечностях.

Чувствительность

Исследуется с помощью уколов булавкой (зубочисткой) и прикосновений. При нарушении сознания или афазии оцениваются гримасы, отдергивание конечности. Оцениваются только гипестезия, вызванная инсультом (по гемитипу), поэтому для верификации необходимо сравнивать реакцию на уколы в различных частях тела (предплечья и плечи, бедра, туловище, лицо). Оценка 2 ставится только в тех случаях, когда грубое снижение чувствительности в одной половине тела не вызывает сомнений, поэтому пациенты с афазией или нарушением сознания на уровне сопора получат 0 или 1. При двусторонней гемигипестезии, вызванной стволовым инсультом, ставится 2. Пациенты в коме автоматически получают 2.

Легкая или умеренная гемигипестезия; на пораженной стороне пациент ощущает уколы как менее острые или как прикосновения.

Тяжелая гемигипестезия или гемианестезия; пациент не ощущает ни уколов, ни прикосновений.

Сведения относительно понимания обращенной речи уже получены в ходе исследования предыдущих разделов. Для изучения речевой продукции пациента просят описать события на картинке, назвать предметы и прочесть отрывок текста (см. приложение). Если исследованию речи мешают проблемы со зрением, попросите пациента назвать предметы, помещаемые ему в руку, повторить фразу и рассказать о каком-либо событии из его жизни. Если установлена эндотрахеальная трубка, пациента следует попросить выполнить задания письменно. Больные в коме автоматически получают 3. При нарушении сознания оценку определяет исследователь, но 3 ставится только при мутизме и полном игнорировании простых команд.

Легкая или умеренная афазия; речь искажена или нарушено понимание, но пациент может высказать свою мысль и понять исследователя.

Тяжелая афазия; возможна лишь фрагментарная коммуникация, понимание речи пациента сильно затруднено, со слов пациента исследователь не может понять, что изображено на картинках.

Мутизм, тотальная афазия; пациент не произносит никаких звуков и совершенно не понимает обращенной речи.

Дизартрия

Не нужно говорить пациенту, что именно вы собираетесь оценивать. При нормальной артикуляции пациент говорит внятно, у него не вызывает затруднений произнесение сложных сочетаний звуков, скороговорок. При тяжелой афазии оценивается произношение отдельных звуков и фрагментов слов, при мутизме ставится 2. Если исследовать силу невозможно (интубация, травма лица) делается соответствующая отметка.

Читайте также:  Речь при левостороннем инсульте

Легкая или умеренная дизартрия; некоторые звуки «смазаны», понимание слов вызывает некоторые затруднения.

Грубая дизартрия; слова настолько искажены, что их очень трудно понять (причина не в афазии), или отмечается анартрия/мутизм.

Гемиигнорирование (неглект)

Под сенсорным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия на половине тела (обычно левой) при нанесении стимулов одновременно с обеих сторон при отсутствии гемигипестезии. Под визуальным гемиигнорированием понимают нарушение восприятия объектов в левой половине поля зрения при отсутствии левосторонней гемианопсии. Как правило, достаточно данных из предыдущих разделов. Если исследовать зрительное гемиигнорирование невозможно ввиду зрительных нарушений, а восприятие болевых раздражителей не нарушено, оценка 0. Анозогнозия свидетельствует о гемиигнорировании. Оценка в данном разделе ставится только при наличии гемиишорирования, поэтому заключение «исследовать невозможно» к нему неприменимо.

Выявлены признаки гемиигнорирования одного вида раздражителей (зрительных, сенсорных, слуховых).

Выявлены признаки гемиигнорирования более чем одного вида раздражителей; не узнает свою руку или воспринимает лишь половину пространства.

Источник

Приложение Г4. Шкала NIHSS (National Institutes of Health Stroke Scale) – Шкала инсульта Национального института здоровья

NIHSS (NATIONAL INSTITUTES OF HEALTH STROKE SCALE) –

ШКАЛА ИНСУЛЬТА НАЦИОНАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ЗДОРОВЬЯ

Применяется для оценки неврологического статуса, локализации инсульта (в каротидном или вертебробазилярном бассейне), дифференциальной диагностики и результатов лечения. Ее основу составляет ряд параметров, отражающих уровни нарушения основных расстройств, вследствие острого цереброваскулярного заболевания. Оценка по шкале NIHSS имеет важное значение для планирования тромболитической терапии и контроля ее эффективности. Так, показанием для проведения тромболитической терапии является наличие неврологического дефицита (более 3 баллов по шкале NIHSS), предполагающего развитие инвалидизации. Тяжелый же неврологический дефицит (более 25 баллов по этой шкале) является относительным противопоказанием к проведению тромболизиса и не оказывает существенного влияния на исход заболевания. Также результаты оценки состояния по шкале NIHSS позволяют ориентировочно определить прогноз заболевания. Так, при оценке менее 10 баллов вероятность благоприятного исхода через 1 год составляет 60 – 70%, а при оценке более 20 баллов 4 – 16%.

Критерии оценки пациента

Количество баллов по шкале шкала NIHSS

Исследование уровня сознания – уровня бодрствования

(если исследование невозможно по причине интубации, языкового барьера – оценивается уровень реакций)

0 – в сознании, активно реагирует.

1 – сомноленция, но можно разбудить при минимальном раздражении, выполняет команды, отвечает на вопросы.

2 – сопор, требуется повторная стимуляция для поддержания активности или заторможен и требуется сильная и болезненная стимуляция для произведения нестереотипных движений.

3 – кома, реагирует только рефлекторными действиями или не реагирует на раздражители.

Исследование уровня бодрствования – ответы на вопросы

Больного просят ответить на вопросы: “Какое сейчас месяц?”, “Сколько Вам лет?”

(если проведение исследования невозможно по причине интубации и др. – ставиться 1 балл)

0 – Правильные ответы на оба вопроса.

1 – Правильный ответ на один вопрос.

2 – Не ответил на оба вопроса.

Исследование уровеня бодрствования – выполнение команд

Пациента просят совершить два действие – закрыть и открыть веки, сжать не парализованную руку или совершить движения стопой

0 – правильно выполнены обе команды.

1 – правильно выполнена одна команда.

2 – ни одна команда не выполнена правильно.

Движения глазными яблоками

Пациента просят проследить за горизонтальным движением неврологического молоточка.

1 – частичный паралич взора.

2 – тоническое отведение глаз или полный паралич взора, не преодолеваемый вызыванием окулоцефалических рефлексов.

Исследование полей зрения

Просим пациента сказать сколько он видит пальцев, при этом пациент должен следить за движением пальцев

1 – частичная гемианопсия.

2 – полная гемианопсия.

Определение функционального состояния лицевого нерва

просим пациента показать зубы, совершить движения бровями, зажмуриться

1 – минимальный паралич (асимметрия).

2 – частичный паралич – полный или почти полный паралич нижней группы мышц.

3 – полный паралич (отсутствие движений в верхней и нижней группах мышц).

Оценка двигательной функции верхних конечностей

Пациента просят поднять и опустить руки на 45 градусов в положении лежа или на 90 градусов в положении сидя. В случае, если пациент не понимает команды – врач самостоятельно помещает руку в нужное положение. Данным тестом определяется мышечная сила. Баллы фиксируются для каждой руки отдельно

0 – конечности удерживаются в течение 10 сек.

1 – конечности удерживаются менее 10 сек.

2 – конечности не поднимаются или не сохраняют заданное положение, но производят некоторое сопротивление силе тяжести.

3 – конечности падают без сопротивления силе тяжести.

4 – нет активных движений.

5 – невозможно проверить

(конечность ампутирована, искусственный сустав)

Оценка двигательной функции нижних конечностей

Поднимают паратечную ногу в положении лежа на 30 градусов продолжительностью – 5 секунд.

Баллы фиксируются для каждой ноги отдельно

0 – ноги удерживаются в течение 5 сек.

1 – конечности удерживаются менее 5 сек.

2 – конечности не поднимаются или не сохраняют поднятое положение, но производят некоторое сопротивление силе тяжести.

3 – конечности падают без сопротивления силе тяжести.

4 – нет активных движений.

5 – невозможно проверить (конечность ампутирована, искусственный сустав).

Оценка координации движений

Данный тест выявляет атаксию, оценивая функцию мозжечка.

Проводятся пальце-носовая проба и пяточно-коленная проба. Оценка нарушения координации производиться с двух сторон.

1 – Атаксия в одной

2 – Атаксия в двух конечностях.

UN – исследовать невозможно (указывается причина)

исследуют пациента с помощью иголки, валика для проверки чувствительности

1 – легкие или средние нарушения чувствительности.

2 – значительное или полное нарушение чувствительности

Выявление расстройства речи

Пациента просят прочитать надписи на карточках для определения уровня нарушения речи

1 – Легкая или умеренная

дизартрия; некоторые звуки смазаны, понимание слов

2 – Тяжелая дизартрия; речь больного затруднена, или определяется мутизм.

UN – исследовать невозможно (указать причину).

Выявления нарушения восприятия – гемиигнорирование или неглет

1 – Выявлены признаки гемиигнорирования одного вида раздражителей (зрительных, сенсорных, слуховых).

2 – Выявлены признаки гемиигнорирования более чем одного вида раздражителей; не узнает свою руку или воспринимает лишь половину пространства.

Источник

Рэнкин шкала оценки тяжести инсульта

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, медицинский факультет (КБГУ)

Уровень образования – Специалист

ГОУ «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии

Медицинская статистика ставит инсульт на одно из первых мест в мире как причину потери трудоспособности. Лишь 20% перенесших его больных возвращаются к полноценной жизни. В основном это люди трудоспособного возраста. Для стариков же он оканчивается потерей части функций организма и утратой способности к самообслуживанию. Врачи бьют тревогу — все чаще острое нарушение мозгового кровообращения случается в молодом возрасте. Поэтому так важна разработка эффективной реабилитации индивидуально для каждого пациента. Для этого нужна объективная оценка функционального состояния пациента после инсульта.

Оценка состояния пациента после инсульта

Для оценки неврологического состояния пациента используются разные шкалы, основанные на клинических обследованиях рефлексов и функциональных тестах. Они позволяют оценить эффективность проведенного лечения и составить план реабилитации. Определить степень инвалидизации после инсульта позволяет шкала Рэнкина. Инвалидизация – это последствие (исход) тяжелых поражений головного мозга, в частности инсульта, которое влечет за собой нарушение двигательной активности, чувствительности, когнитивных функций и эмоциональной сферы.

Шкалой Рэнкина неврологи пользуются с 1988 года. В начальном виде она включала 6 ступеней – от нулевой (без последствий) до 6 – гибель пациента. Созданная впоследствии модифицированная шкала предназначается именно для установления уровня утраты жизненных функций для разработки дальнейшей реабилитации пациента.

Оценочные шкалы

Шкала Рэнкина предполагает использование данных, полученных в результате обследования неврологического состояния пациента с инсультом по шкале NIHSS, разработанной американским Национальным институтом здоровья. Она устанавливает балльную систему оценки от минимальных значений – 3 – 5 баллов до 25. Тесты используют не только для определения тяжести инсульта, но и для планирования дальнейшего лечения (тромболитической терапии). Шкала позволяет оценить:

  • уровень сохранности речи;
  • болевую чувствительность;
  • степень нарушения двигательных функций;
  • способность концентрировать внимание;
  • уровень сознания;
  • уровень согласованности движений.

Еще одна оценочная система – это шкала Бартеля. Она дает возможность определить степень зависимости пациента от посторонней помощи. Критериями оценки является способность совершать повседневные действия:

  • все процедуры личной гигиены (умывание, купание, чистка зубов, бритье);
  • прием пищи, включая возможность порезать ее;
  • одевание;
  • посещение туалета;
  • передвижение (подъем с постели, дальность самостоятельного передвижения, подъем по лестнице).

Сводя воедино показатели проведенных тестов и обследований, доктор анализирует данные и присваивает пациенту соответствующую ступень по шкале Рэнкина.

Шкала Рэнкина

Ее принцип – это деление нарушений функций по уровню тяжести. Нулевая степень – самая легкая, пятая – это самая тяжелая, когда человек пожизненно не сможет оправиться от последствий инсульта:

  1. Нулевая – нарушений нет.
  2. 1 степень. Дееспособность снижена незначительно, больной может выполнять все привычные для него действия. Небольшие нарушения могут касаться речи, способности читать и писать. Это могут быть эмоциональные расстройства, снижение чувствительности и затруднения в движении. При этом он сохраняет возможность выполнять работу, самостоятельно передвигаться и делать обычные дела. Под словом «обычные» подразумеваются действия, которые он совершал более 1 раза в месяц.
Читайте также:  Масаж как средство реабилитации при инсульте на больничном этапе

  1. 2 степень – умеренная (легкая ) потеря дееспособности. При этой степени сохраняется способность к самообслуживанию, но утрачивается возможность делать обычные дела. К ним относится вождение автомобиля, работа, чтение и другие. При этом человек может самостоятельно совершать непродолжительные прогулки, ходить в магазин, готовить еду. 2 степень потери дееспособности предполагает, что больной может оставаться без посторенней помощи более одной недели.
  2. 3 степень – средняя потеря дееспособности. Такой пациент нуждается в посторонней помощи для ведения хозяйства – походов в магазин, приготовления еды, домашней уборки. При этом он в состоянии самостоятельно передвигаться по квартире, отправлять естественные надобности, совершать ежедневный туалет. Такие пациенты нуждаются в присмотре несколько раз в неделю. Некоторым из них нужна психологическая помощь.
  3. 4 степень. Средне-тяжелая потеря дееспособности предполагает ежедневное присутствие в доме помощника. В этом состоянии больной не может передвигаться без посторонней помощи и ухаживать за собой. Но его можно оставлять одного на непродолжительное время. Отличить 4 и 5 степень можно именно по этому показателю – какой период времени в течение дня больной может провести один.
  4. 5 степень – тяжелая. Человек прикован к постели, у него наблюдается недержание мочи, ему нужна постоянная сиделка.

Реабилитация – главная составляющая медицинской помощи после лечения острого состояния при инсульте. Это длительный процесс, направленный на максимальное избавление от неврологических нарушений. Успех восстановительного лечения во многом зависит от индивидуальных особенностей пациента. Шкала Рэнкина существенно облегчает задачу невролога, который должен составлять поэтапный план реабилитации. Кроме того, данные шкалы помогают и врачам, непосредственно проводящим мероприятия по восстановлению больного. Используется она и в самом процессе реабилитации для оценки его эффективности.

Также шкала позволяет определить необходимость использования и вид вспомогательных средств для передвижения (трость, ходунки, коляска).

Как понять, насколько сильно человек пострадал от инсульта? Не двигается одна рука – это сильно или не очень? А если потерялась способность жить в нашей реальности?

Гадать не нужно: есть специальные шкалы, которые позволяют оценить, насколько сильно поражен мозг. Используя их на начальных этапах, врачи получают довольно точный прогноз инсульта. Далее по этим шкалам оценивают, есть ли подвижки в состоянии больного.

Это – шкала, которая применяется с первых минут заболевания. С ней работают сразу после установки диагноза ишемического инсульта: по количеству баллов решают уже в первый час, можно ли проводить тромболизис или он будет опасен. Шкала NIHHS от Национального института здоровья США – наиболее распространенный метод оценки тяжести состояния человека после инсульта.

Тест проводится за 10-15 минут. Важно оценивать все пункты по порядку, предварительно не инструктируя больного. Балл присуждается за действительные реакции человека, а не возможные. В итоге количество баллов суммируется.

Вопрос Баллы 1. Ясность сознания 0 – Не спит, четко и неодносложно отвечает на 2-3 вопроса 1 – Сомноленция: отвечает правильно, с паузами, но – после того, как вы его разбудили с помощью легкой стимуляции 2 – Сопор. Открывает глаза только в ответ на сильное похлопывание или боль (например, сдавливание мочи уха). На вопросы не отвечает 3 – Глубокий сопор. В ответ на болевой раздражитель возникает серия защитных движений или учащение дыхания 2. Уровень сознания – речь

Нужно спросить: «Какой сейчас месяц?» и «Сколько вам лет?»

0 – Отвечает правильно, с первого раза, на оба вопроса 1 – Отвечает правильно только на 1 вопрос, или ему мешает отвечать трубка дыхательного аппарата, или речь просто смазанная, непонятная 2 – Не отвечает вообще 3. Выполнение простых инструкций

Нужно попросить открыть и зажмурить глаза, подвигать кулаком на той руке, которая может двигаться. Если человек не понимает, что от него хотят, надо продемонстрировать действие.

Оценивается только первое усилие

0 – Все точно выполнил 1 – Выполнил одну инструкцию или сделал явную попытку это сделать 2 – Ничего не выполнил 4. Как двигаются глаза в горизонтальном направлении

Для проверки устанавливается зрительный контакт с человеком, а потом надо отойти в сторону, проследив, как он смотрит за вами.

Людей в ясном сознании можно попросить последить за ручкой, которую вы будете вести горизонтально

0 – Глаза движутся нормально 1 – Глазные яблоки двигаются недостаточно. Этот балл присуждается и без пробы, если в результате инсульта развилось косоглазие 2- Нет движения глаз 5. Поля зрения

Для этого нужно или просить подсчитать растопыренные пальцы, или совершать пугающие движения, начиная от центра поля зрения до периферии

0 – С полями зрения все в порядке 1 – Частичное выпадение одной из половин поля зрения – ближней к носу или находящейся с другой стороны 2 – Полное выпадение половины поля зрения 3 – Слепота, даже если она была до инсульта 6. Как работает лицевой нерв

Для проверки нужно попросить словами или пантомимой, что нужно оскалить зубы, надуть щеки, зажмурить глаза

0 – При выполнении этих инструкций на лице все сокращается симметрично 1 – Немного сглажена складка между носом и губой с одной стороны, при надувании щек слегка опускается один угол рта и воздух выходит, улыбка немного асимметрична 2 – Улыбка явно асимметрична, задержать воздух при надутых щеках нельзя 3 – Один или оба глаза не зажмуривается, щеку (щеки) нельзя надуть, при оскаливании зубов угол (углы) рта резко опускается 7. Сила мышц рук

Руку нужно разогнуть и поставить под прямым углом у сидячего или на 45° — у лежачего, ладонь повернута вниз. Просите удерживать руку 10 секунд, отсчитывая время

Сначала исследуют непарализованную руку. Если руки нет или есть заболевание плечевого сустава, тест не проводят

0 – Руки удерживаются 10 секунд 1 – Рука опускается раньше нужного времени, но к 10-й секунде не касается кровати (опоры) 2 – Рука немного удерживается, но до 10-й секунды касается поверхности 3 – Руку поднять может сам, но удержать ее не может 4 – Самостоятельные движения невозможны 8. Сила мышц ног

Для этого нужно, чтобы человек сам поднял ногу и 5 секунд удерживал ее под углом 30°

Правила исследования – как в пункте №7

0 – Нога удерживается 5 с 1 – До истечения 5-й секунды нога снижается, но кровати не касается 2 – Касается кровати до 5-й секунды 3 – Нога не удерживается, но поднял ее больной сам 4 – Нога сама не движется 9. Определение поражения мозжечка

Это – пальце-носовая проба, которую выполняют с открытыми глазами. Проводят только на той стороне, где нет выпадения поля зрения

Если человек не в ясном сознании или парализован, проба оценивается как 0 баллов.

Если нет конечностей, есть перелом или суставы не работают, тест не проводится

0 – Дотрагивается пальцами и одной, и другой руки до носа 1 – Не попадает к носу только одной рукой 2 – Промахивается мимо носа двумя руками 10.Чувствительность

Ее исследуют покалыванием рук и ног зубочисткой, начиная со ступни/кисти, поднимаясь выше. Уколы производят попеременно на одной и другой конечности

Если сознание неясное, то оценивается гримаса, возникающая в ответ на боль

0 – Нет нарушений чувствительности 1 – На больной стороне покалывания чувствуются как менее острые 2 – С одной или двух сторон не ощущается ни уколов, ни прикосновений.

Если человек в коме, ему автоматически присуждается 2 балла

Для этого берут картинку и просят описать события, изображенные на ней. Можно просить прочитать текст. Если больной в сознании, но за него дышит аппарат, то просят описать события письменно

0 – Нет отклонений 1 – Небольшие нарушения 2 – Ничего не может сказать связно 3 – Ничего не говорит или находится в коме 12. Нарушения артикуляции

Оценивается по внятности речи при повторении текста или слов:

  • Мама
  • Футболист
  • Нефть
  • Неуклюжесть
  • Спуститься с небес на землю
  • Возле обеденного стола в столовой комнате
  • Они слышали его выступление по радио вчера вечером
0 – Речь внятная 1 – Речь понятная, но нечетко выговариваются только некоторые звуки 2 – Речь есть, но понять ее почти невозможно, и больной сам это слышит Не проведена – Если человек на искусственной вентиляции или у него сильно повреждено лицо 13. Комплексное восприятие сенсорных сигналов на одной половине тела

Проводится, только если с двух сторон нормальная чувствительность

0 – Ничего не повреждено 1 – С одной стороны не воспринимается один вид сигналов: звуков, запахов, виденья предметов 2 – С одной стороны не воспринимается 2 или более сигнала разного рода. Не узнает свою руку, понимает только половину пространства

Если оценка проводится в острый период, когда решается вопрос о тромболизисе (медикаментозном растворении тромба, который и явился причиной инсульта), то оценка такая:

По ней оценивают степень тяжести ишемического инсульта в его остром периоде (то есть с момента возникновения до 7 суток) и потом в динамике:

Если при сравнении первоначального и второго показателя разница – в 10 баллов или больше, это считается значительным улучшением. Умеренная положительная динамика – если 3-10 баллов. Незначительное улучшение – разница в 1-2 балла.

Читайте также:  Центры инсульта фмба россии

Одновременно со Скандавской шкалой проводится оценивание лабораторных результатов и функциональных методов исследования.

Она применяется для понимания долгосрочной перспективы: в каком уходе будет нуждаться пациент.

С ее помощью оценивается способность человека двигаться после инсульта. Не имеется в виду передвижение с помощью подручных средств или инвалидного кресла.

Подсчет такой: за каждый ответ «Да» – 1 балл. После баллы суммируются.

Вы можете самостоятельно оценить состояние своего родственника, пострадавшего от инсульта, по этим шкалам. Это поможет вам сделать собственные выводы о его состоянии.

Практическое применение оценочной шкалы Рэнкина в нашем отделении позволяет контролировать эффективность реабилитационого процесса. В рамках реализации пилотного проекта «Развитие системы медицинской реабилитации в России» было предложено использование модифицированной шкалы Рэнкина (МШР) как наиболее общего и универсального показателя. Мы используем шкалу Рэнкина для разработки индивидуальной программы реабилитации пациента. Оцениваем состояние пациента при поступлении и выписке для рекомендаций по реабилитации пациента в амбулаторных условиях.

Шкала Рэнкина используется для решения следующих задач:
• Как универсальный инструмент оценки инвалидности, независимости и исходов реабилитации.
• Оценка степени инвалидизации до заболевания на основании анамнеза и расспроса пациента.
• Оценка результатов реабилитации на каждом этапе.
• Критерий перевода с этапа на этап реабилитации.
• Как критерий качества оказания медицинской помощи.

• Оценка эффективности лекарств и реабилитационных вмешательств.
Что важно выяснить у пациента для оценки по МШР

  1. Имеет ли пациент какие-либо симптомы заболевания?
  2. 2. Имеет ли пациент какие-либо нарушения вследствие заболевания?
  3. 3. Что умел делать пациент до заболевания, что он не может делать в результате заболевания? Если пациент до заболевания (когда был здоров) не мог выполнять какие-то действия, которые он не может выполнять сейчас (например, вождение автомобиля, приготовление пищи), то это не считается как ограничение вследствие заболевания.
  4. 4. Может ли пациент самостоятельно вернуться на прежнюю работу после заболевания?
  5. 5. В чем нужна помощь пациенту в быту?
  6. 6. Как долго больной может оставаться дома один?
  7. 7. Может ли пациент самостоятельно передвигаться?
  8. 8. Может ли пациент сам себя обслуживать?

После опроса пациента, его родственников или ухаживающих лиц проводится оценка по МШР по соответствующим критериям:
✓ 0 баллов:
• нет симптомов заболевания;
• нет ограничения жизнедеятельности.
✓ 1 балл – отсутствие существенных нарушений жизнедеятельности, несмотря на наличие некоторых симптомов болезни; способен выполнять обычные повседневные обязанности:
• могут быть определенные симптомы (физические или когнитивные): снижение настроения, стенокардия, артериальная гипертензия, перелом, рубец, нарушения речи, проблемы с передвижением или чувствительностью, нарушение толерантности к нагрузке и др. ;
• имеется ограничение жизнедеятельности, но 1) может вернуться на прежнюю работу, поддерживать прежний уровень активности и социальной жизни; 2) тратит столько же времени на выполнение дел, как и раньше до болезни.
✓ 2 балла – легкое нарушение жизнедеятельности; не способен выполнять некоторые прежние обязанности, но справляется с собственными делами без посторонней помощи:
• имеет симптомы заболевания;
• не может выполнять ту активность, которая была до заболевания (вождение автомобиля, чтение, письмо, танцы, работа и др. ) ;
• может самостоятельно за собой ухаживать (сам одевается и раздевается, ходит в магазин, готовит еду, может совершать небольшие путешествия и переезды, самостоятельно передвигается и др. ) ;
• не нуждается в наблюдении;
• может проживать один дома от недели и более без помощи.
✓ 3 балла – умеренное нарушение жизнедеятельности; потребность в некоторой помощи, но ходит самостоятельно:
• имеет симптомы заболевания;
• может передвигаться самостоятельно и без посторонней помощи;
• самостоятельно одевается, раздевается, ходит в туалет, ест и выполняет другие виды повседневной активности;
• нуждается в помощи при выполнении сложных видов активности: приготовление пищи, уборка дома, поход в магазин за покупками;
• нуждается в помощниках при ведении финансовых дел;
• может проживать один дома без помощи от 1 сут до
1 нед.
✓ 4 балла – выраженное нарушение жизнедеятельности; не способен ходить без посторонней помощи, справляться со своими физическими потребностями без посторонней помощи:
• имеет симптомы заболевания;
• не может передвигаться самостоятельно и без посторонней помощи;
• нуждается в помощи при выполнении повседневных задач: одевание, раздевание, туалет, прием пищи и др. ;
• в обычной жизни нуждается в ухаживающем или том, кто находится рядом;
• может проживать один дома без помощи до 1 сут.
✓ 5 баллов – грубое нарушение жизнедеятельности; прикован к постели, потребность в постоянной помощи медицинского персонала:
• имеет симптомы заболевания;
• не может передвигаться самостоятельно и без посторонней помощи;
• нуждается в помощи при выполнении всех повседневных задач: одевание, раздевание, туалет, прием пищи и др. ;
• нуждается в ухаживающем постоянно (и днем, и ночью) ;
• не может быть оставлен один дома без посторонней помощи.
✓ 6 баллов – смерть больного.

Шкала Рэнкина показывает, насколько пациент независим, нуждается ли он в помощи других людей, а значит, каких ресурсов он потребует на следующем этапе реабилитации или после завершения реабилитации для поддержания его жизнедеятельности. Так, пациент с оценкой по ШР 5 баллов может быть выписан домой при условии, что его домашняя среда обустроена, созданы специальные условия дома и обучены специальным навыкам ухода за тяжелыми пациентами родственники или сиделка. Родственник, вовлеченный в уход за таким пациентом, скорее всего, вынужден будет уволиться с работы или ограничить свою повседневную активность, а семья понесет большую финансовую нагрузку. Если пациент одинок, с оценкой по ШР в 5 баллов он нуждается в переводе в отделение ухода, где ему должны обеспечить ежедневное постоянное наблюдение.
Пациент с оценкой 4 балла также в домашних условиях не может быть оставлен дома на долгий срок. Родственники могут выйти из дома на несколько часов, но пациент не может самостоятельно себя обслуживать по основным направлениям активности повседневной жизни (прием пищи, одевание, раздевание, посещение туалета, прием ванны и душа, чистка зубов, бритье и макияж, прием лекарств, уход за культей, повязками и многое другое, без чего невозможна повседневная жизнь). То есть такой пациент также нуждается в наблюдении других людей, хотя оно намного меньше, чем при оценке в 5 баллов. В некоторых случаях пациент может ночевать дома без посторонней помощи. Финансовое бремя и занятость родственников, вовлеченных в уход, будут значимо ниже, чем при оценке в 5 баллов. Родственники будут ограничены в своей активности, но могут продолжать свою работу и привычную деятельность, хотя и с серьезными ограничениями. Такой пациент может быть направлен в пансионат и не нуждается в ежечасном наблюдении, что снижет финансовую нагрузку на государство по его содержанию.
Оценка 3 балла подразумевает, что пациент настолько самостоятелен в собственной жизни, что может проживать один дома без помощи других людей от 1 сут до 1 нед. Подобные пациенты нуждаются в том, чтобы для них ходили в магазин, приносили продукты, проводили регулярную уборку дома или помогали решать финансовые вопросы. Эти люди могут проживать дома, но при отсутствии родственников нуждаются в помощи социальных служб, которые приходили бы домой один или несколько раз в неделю.
Пациент с оценкой по ШР 2 балла может проживать один дома от недели и более без помощи, но не может вести прежний уровень жизненной активности, не может работать на прежней работе с прежней интенсивностью.
У таких пациентов может быть сохранен весь спектр активности, как и ранее до развития заболевания, но они будут тратить больше времени на выполнение этих дел. Такие пациенты независимы в повседневной жизни. Пациенты с оценкой 0 и 1 балл не имеют проблем с функционированием и не ограничены в жизнедеятельности.
Если у пациента имеется несколько нарушений и ограничений, то оценка идет по наиболее значимым и выраженным. У пациента могут быть проблемы с ногами, и он не может самостоятельно ходить, но умело пользуется коляской и может самостоятельно перемещаться без помощи других людей, ездить на собственной машине на работу. Такой пациент, несмотря на его выраженные нарушения функций и отсутствие способности к ходьбе, но с правильно подобранной коляской, ведет прежний уровень жизненной активности, и его оценка по ШР будет составлять 2 балла, а не 4, как это может показаться из-за невозможности самостоятельно ходить. Другой пример: у пациентки имеется деменция, при которой способность ходить сохранена, но пациентка из-за когнитивных нарушений не способна самостоятельно себя обслуживать. Пациентка нуждается, чтобы ее водили в туалет, кормили, занимали делами и играми. Если больная будет оставлена одна хотя бы на несколько минут, то она может испортить домашние вещи или зажечь газовую плиту. Она нуждается в наблюдении и контроле со стороны окружающих постоянно и не может быть оставлена одна. В такой ситуации оценка по ШР может составить 5 баллов, несмотря на способность пациентки самостоятельно ходить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector