Сенсорный дефицит при инсульте

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова. Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике. В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова. Ключевым поражением при данном виде афазии является отсутствие понимания значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, вся суть в отсутствии понимания их значения. При тяжёлых поражениях зоны Вернике слышимая речь другого человека воспринимается, как белый шум.

Афазия Вернике возникает под влиянием дефекта в верхней височной извилине. При этом повреждается слуховой анализатор, а именно первичное слуховое поле. Родной язык в таком случае воспринимается человеком, в качестве иностранного языка. Так как повреждаются корковые центры слухового анализатора, происходит потеря опыта речевого восприятия, отсюда и формируется второе название патологии – речевая глухота. Практически всегда совместно с поражением первичного слухового поля поражаются сенсорные центры речи.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Формы сенсорной афазии

Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:

Семантическая афазия

При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.

Акалькулия-афазия

В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.

Сенсорно-моторная афазия

Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.

Тотальная афазия

При таком варианте у пострадавшего отмечается комбинация разных видов функционального расстройства речевой функции. У больного отмечаются нарушения письменной и устной речи. В данном случае пациент не воспринимает чужую речь и сам также не может что-либо ответить.

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:

  • Беглая речь или логорея, изобилующая большим количеством иносказательных выражений и парафраз. Больной пропускает существительные, компенсирую такие дефекты речи большим объёмом глаголов, предлогов и союзов. Речь становится многословной, но малоинформативная.
  • «Жаргнонная афазия» – сплошной поток неологизмов, пословиц, поговорок и парафраз.
  • Сильное возбуждение вплоть до развития параноидального состояния.
  • Нарушение понимания и восприятия речи. Пациент со сложностью или вовсе не воспринимает простых вопросов, например, просьбу представиться или сказать кто он, однако способен выполнять простые команды, например, повернуть голову или представиться. Важно отметить также, что пациент не понимает собственной проблемы и сильно раздражается, когда собеседник плохо воспринимает его речь.
  • Правосторонняя гемианопсия или верхнеквадрантная гемианопсия. Выпадение полей зрения – при прочтении книг пострадавший полностью не заметит левую страницу при прочтении текста.
  • Сглаживание носогубной складки – лицо становится похожим на маску.
  • Нарушение письменной речи.
Читайте также:  Пульс 30 40 ударов при инсульте

Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется. Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания. Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.

Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего. Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая симптоматика. В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.

Специфические признаки сенсорной афазии у детей

Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека. Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:

  • Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
  • Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
  • Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.

Диагностика

Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания. Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:

  • Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
  • Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
  • Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.

Лечение

Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:

  • Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
  • Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
  • Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
  • Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности. Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.

На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией. Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса. Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.

Реабилитация

Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному. Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям. Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.

Читайте также:  Препараты от сердца при инсульте

Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:

  1. Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
  2. Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
  3. Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
  4. Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
  5. Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.

Источник

Сенсорная афазия – почему развивается нарушение речи, и как это исправить?

Человеческий мозг отвечает за огромное количество функций в организме. В результате локальных повреждений могут развиваться тяжелые поражения речи. Среди существующих проблем сенсорная афазия является самой распространенной, которая еще называется акустико-гностической. У нее есть свои симптомы, причины развития и методики лечения.

Что это такое сенсорная афазия?

Под этим термином понимают нарушения, которые появляются в результате поражения мозговых центров и проводящих путей, отвечающих за речь. При такой проблеме человек начинает путать звуки, не может произнести названия предметов и так далее. Отличительная черта этого отклонения – человек говорит, но при этом не понимает родной язык. К характерным особенностям этой проблемы относят:

  1. Пациент слышит, что произносят люди, но не может интерпретировать эти звуки, поэтому слова кажутся ему бессмысленными, например, как иностранные или как обычный шум.
  2. Нарушение речи проявляется в бесконтрольном, обрывочном и бессвязном общении со стороны больного, причем смысла в его предложениях нет.
  3. Больной в поведении проявляет возбужденность и эмоциональность. Он сильно раздражается, когда видит, что его не понимают другие.
  4. Часто проблема сопровождается нарушениями зрения, а еще ограничивается подвижность лицевых мышц с правой стороны.

Нарушение речи – виды

Ученые выделяют несколько клинических форм этой патологии, которые определяются дополнительными симптомами, проявляющимися при присоединении дополнительных патологических очагов. Классификация нарушений речи:

  1. Сематическая афазия. Наблюдается нарушение опознавания логической взаимосвязи слов и предметов. В большей степени это относится к восприятию пространства.
  2. Акалькулия-афазия. Основной отличительный признак – человек не может считать. Что важно – другие формы речи в большинстве случаев не страдают.
  3. Сенсорно-моторная афазия. Происходит не только поражение слухового анализатора, но и артикуляционной функции. Больной не может правильно оценивать жестикуляцию при произношении слов, причем как у других людей, так и у себя. Человек не осознает наличие проблемы.
  4. Тотальная афазия. В этом случае наблюдается совмещение разных видов расстройств разговорной функции, например, возникают проблемы и с устной, и с письменной речью.
Читайте также:  Ученые нашли лекарство от инсульта

Причина сенсорной афазии

Есть определенный перечень причин, которые могут спровоцировать подобные нарушения (о них далее), но при этом есть еще и факторы, увеличивающие риск развития заболевания. Сенсорная афазия возникает при поражении мозга, а провоцировать ее может гипертония, перенесенные ранее ишемические инсульты и травмы головы, которые не проходят без последствий. Тяжесть патологии и симптоматика зависит от многих факторов, например, возраста и обширности поражения.

Нарушение речи при инсульте

При сбоях мозгового кровообращения кровь не поступает до нужного отдела мозга, который контролирует определенную функцию организма. Сенсорная афазия после инсульта возникает при повреждении речевых зон: Вернике и Брока. Из-за патологии части мозга, отвечающей за управление языком, человек теряет способность разговаривать и понимать слова.

Нарушение речи без инсульта – причины

В большинстве случаев проблема возникает из-за повреждающего воздействия на мозг человека. У взрослых самые распространенные причины следующие:

  • травмы головы, особенно височной области;
  • новообразования разного происхождения;
  • аневризма сосудов мозга;
  • разные инфекционные заболевания;

Чаще у детей сенсорная афазия развивается при поражении мозга из-за травм, опухоли, аневризмы и инфекций. Что касается инсультов, но они в младшем возрасте встречаются очень редко, но исключать их нельзя. Еще в медицине зафиксированы случаи, когда сенсорная афазия возникала в сочетании с эпилепсией, что было названо учеными, как синдром Ландау-Клеффнера.

Нарушение речи – диагностика

Чтобы обнаружить такое поражение мозга, человеку предстоит пройти серьезное обследование. Важна консультация невролога, логопеда, дефектолога, нейрофизиолога, психиатра. Если возникло нарушение речи у взрослых, то применяются такие методики диагностики: логопедические упражнения, УЗИ, МРТ и МКТ, проверка слуховой памяти, ангиография и другие. Врачи используют комплексный подход, чтобы исключить другие заболевания с похожей симптоматикой. Очень важно – определить, где расположен очаг поражения в мозге.

Сенсорная афазия – лечение

Редко, но зафиксированы случаи, когда при легком течении болезни, речевая функция восстанавливалась сама собой. В такой ситуации задача врачей – убрать причину патологии. Это касается и наличие травмы, опухоли и других виды повреждений. Стоит понимать, что восстанавливаться речевая функция будет долгое время и на этого потребуется потратить много сил и нервов. Сенсорно-моторная афазия лечится при помощи коррекционной работы, а в качестве дополнения могут назначаться лекарственные средства, так, это могут быть ноотропные и тонизирующие препараты, а еще антидепрессанты.

Коррекционная работа при сенсорной афазии

Методику, направленную на борьбу с этим расстройством, разработал еще в 1960 году В.М. Коган. Он доказал, что каждое слово взаимодействует с большим количеством других слов, которые в большей или меньшей степени связаны с ним по смыслу. Главная задача восстановительного обучения при сенсорной афазии – восстановление смысловых единиц, которые входят в сложную систему синонимов и инвертированных словосочетаний. Кроме этого, больной должен научиться улавливать основные признаки предмета при определении обозначающего его слова.

Для восстановления при сенсорной афазии и расширения используемых синтаксических конструкций на начальной стадии лечения применяются упражнения, подразумевающие составление разных сложноподчиненных предложений. В обязательном порядке в них должны быть включены союзные слова, например: чтобы, когда, после того как и так далее. По мере восстановления задачи усложняются, так, больные пишут сочинения, используя определенные словосочетания по разным картинкам.

Сенсорная афазия – упражнения

Специалисты рекомендуют своим пациентам и их родственникам выполнять несложные упражнения с лечебной целью:

  1. Человек должен, используя картинки с разными предметами, классифицировать их по названиям, признакам и другим параметрам.
  2. Пострадавшему дается несколько наименований какого-то предмета, а он выбирает правильный вариант.
  3. Больной с сенсорной афазией должен дифференцировать близкие по звучанию слова.
  4. Используются картинки и соответствующий им текст, а задача заключается в составлении рассказа по сюжету изображений.
  5. Пациенту задают вопросы, на которые он должен сначала давать односложные ответы, а затем отрабатывать простые и более развернутые диалоги.
  6. При хорошем прогрессе переходят на чтение и письмо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector