Схема- обследования логопеда для инсультных больных

Занятия логопеда после инсульта на дому

Большая часть больных, перенесших инсульт, страдает от нарушения речи. Помимо расстройства двигательных функций, проблемы с речью являются одним из наиболее тяжелым для самого больного. Ведь отсутствие общения, возможность разговаривать со своими близкими является дополнительным стрессом.

Очень важно постараться восстановить речь больного, однако надо понимать, что этим должен заниматься исключительно специалист-логопед.

Виды речевых расстройств, возникающих после инсульта

Нарушения речи после инсульта называются афазией. В зависимости от очага и степени поражения мозга различают несколько видов такого расстройства:

  • Тотальная афазия — полная неспособность пациента разговаривать. Он не понимает обращенную к нему речь и не может ответить.
  • Моторная афазия означает отсутствие способность говорить при полном понимании собеседника. Иногда при этом нарушении человек способен произносить отдельные звуки, но сложить их в полноценную слова он не может.
  • При сенсорной афазии , наоборот, нарушается способность воспринимать речь. При этом пациент имеет полностью сохранный слух и может говорить сам, однако родная речь, обращенная к нему, кажется ему иностранной.
  • Амнестическая форма отличается невозможностью называть предметы. Больной может говорить и понимает собеседников, однако из своего словарного запаса ему трудно выбрать нужное слово, он как будто забыл нужные названия.
  • При семантической форме человек затрудняется с восприятием сложных речевых конструкций. Простые фразы и слова он понимает легко.
  • После инсульта возможно появление дисфонии — нарушения голоса .

Помимо системных нарушений речи больные после инсульта могут страдать различными видами дизартрии . Из-за затруднений двигательной активности возникают сложности с произношением звуков, речь становится невнятной, слова и фразы искажаются.

Занятия логопеда по восстановлению речи после инсульта

Работу по коррекции речевых нарушений следует начинать сразу же после прохождения острого периода заболевания. Если в больнице есть логопед, занятия начинаются уже во время лечения. Однако нужно понимать, что только специалист, имеющий опыт работы с афазией, может определять тактику проведения занятий.

Логопед-афазиолог сможет точно установить вид нарушения речи и распланировать коррекционные мероприятия. На практике редко встречается явный и чистый вид нарушения, поэтому эффективное направление восстановительной работы определяется индивидуально с каждым пациентом.

В соответствии с состоянием больного и типом речевого нарушения составляется личный план занятий, однако основные принципы сохраняются в любом случае:

  • Наиболее важный период для коррекции речи после инсульта — первые полгода-год. Впоследствии пациент адаптируется к своему состоянию и регенеративные способности мозга снижаются. Хотя даже и через год и позже коррекция состояния речи вполне возможна при работе хорошего логопеда и поддержке родственников.
  • Занятия не должны перегружать больного. Первые уроки могут длиться не более 5-7 минут, впоследствии удлиняясь до получаса. При этом только специалист может оценить нагрузку и способность пациента заниматься.
  • В начале занятий логопед должен провести речевое растормаживание, для чего не требуется сложных упражнений. Важно найти эмоциональную составляющую, на которой пациент захочет выйти на диалог. Поэтому рекомендуется не менять логопеда в процессе работы, так как он уже хорошо знает пациента, тип его нарушения речи, особенности и склонности.
  • Несмотря на то что не следует перегружать пациента, все занятия должны идти от простого к сложному для того, чтобы не терялся прогресс.
  • Коррекционная работа ведется исключительно в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией и прочими процедурами, назначенными лечащим врачом.
  • В логопедической работе хорошие результаты дает музыкотерапия, рисование, пение, облегчая пациенту возможность развития функций речи.
  • В занятия логопед включает упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.

Работа родственников больного с логопедом-афазиологом

Нельзя не учитывать важность сотрудничества членов семьи со логопедом, занимающегося с пациентом. Часто логопед предлагает родственникам присутствовать на некоторых занятиях, чтобы они могли понять методику и технику выполнения упражнений. Ведь залог результата — это регулярная и тщательная работа.

Важно, чтобы родственники поддерживали в пациенте позитивный настрой и оказывали ему психологическую поддержку. Однако ни в коем случае нельзя излишне нагружать больного в стремлении как можно быстрее достичь результата.

Здесь родственникам также поможет общение с логопедом, который сможет объяснить суть происходящих процессов и подскажет, каким образом вести домашнюю работу по коррекции речевых нарушений.

Советы логопеда членам семьи пациента, перенесшего инсульт:

  • Не ограничивайте общение с родственником, даже в случае значительных нарушений речи. Спокойные, позитивные беседы на интересующие его темы стимулируют включиться в диалог и не позволяют чувствовать себя отстраненным от общества.
  • Старайтесь не выражать недовольство медленными результатами восстановления речи или неправильно выполненными упражнениями. Логопед всегда старается работать на развитие ощущения успешности у пациента, позитивный настрой придает сил и желания работать дальше.
  • Досконально следуйте инструкциям логопеда в выполнении занятий дома . Помните, что только специалист знает, как можно помочь вашему родственнику.
  • Не перегружайте пациента, излишние нагрузки даже при хороших стремлениях могут привести к обратному результату.
  • Ограничивайте просмотр телевизора, так как он тоже способствует перегрузке.
Читайте также:  Применение продукции nsp при инсульте

Поддерживайте родственника в его занятиях, подчеркивайте даже незначительные достижения и не оставляйте коррекционных усилий. В сотрудничестве со специалистом можно полностью восстановить речь!

Источник

Особенности первичного логопедического обследования больных в остром периоде инсульта в условиях неврологического отделения скоропомощной больницы

Методическая разработка по теме «Особенности первичного логопедического обследования больных в остром периоде инсульта в условиях неврологического отделения скоропомощной больницы».

В материале даны конкретные рекомендации и алгоритм обследования тяжелых первичных пациентов с речевыми расстройствами в первые часы/дни инсульта.

Долгие годы работая в неврологическом отделении скоропомощной больницы, приходится сталкиваться с пациентами, доставляемыми в первые дни и часы инсульта. Состояние многих из них бывает тяжелым, и крайне тяжелым, что является препятствием для использования общепринятых схем обследования.

Также тяжесть речевых расстройств и их проявления в острой стадии инсульта могут меняться в течение первых нескольких суток.

Все это вынуждает использовать такую методику обследования, которая позволяет в течение 10-15 минут получить представление о состоянии всех сторон речи тяжелого пациента. А так же отследить динамику и скорректировать план восстановительного обучения.

Идея заключается в кратком повторном исследовании по одной и той же схеме всех сторон речи. Обращается внимание на степень понимания обращенной речи, возможности спонтанной речи, повторной речи, ответов на вопросы, называния предметов и действий, чтения письма и счета – если позволяет соматическое состояние пациента.

Считаю эту тему актуальной, надеюсь, что мои наработки будут полезны для коллег, работающих в стационаре с инсультными пациентами.

Проблема инсульта в последнее время приобретает все большую медико-социальную значимость. Это обусловлено увеличением среди населения численности лиц пожилого и старческого возраста, а также нарастающим негативным влиянием факторов урбанизации в экономически развитых странах, что, в свою очередь, ведет к увеличению заболеваемости инсультом лиц трудоспособного возраста – до 30 % по данным ВОЗ. Это мы очень хорошо видим на практике в клинике.

Одним из наиболее частых и тяжелых последствий инсульта является нарушение речевой функции, проявляющееся в форме афазий и дизартрий, которые сочетаются с патологией других высших психических функций, гемипарезами и психическими расстройствами.

По выходе из острого состояния, больной начинает оценивать свое положение: невозможность речевого общения, социально-бытовую некомпетентность, ограничение самостоятельных передвижений и неверие в возможность возвращения к труду. Все это приводит к появлению депрессии, тяжелым невротическим расстройствам вплоть до суицидальных мыслей.

Наиболее распространенными и тяжелыми расстройствами речи, возникающими при локальных поражениях мозга, являются афазии.

При афазиях происходят системные нарушения речи, охватывающие все языковые уровни фонологии, включая фонетику, лексику, грамматику.

Клинические картины афазий неоднородны, различия между ними обусловлены, в первую очередь, локализацией очага поражения, распространенность инсульта, вид инсульта ( ишемический/геморрагический), преморбидный фон и сопутствующие заболевания.

Например считается, что ишемические инсульты приводят к развитию афазии в 2 раза чаще, чем геморрагические.

Для дифференциальной диагностики форм афазий основное значение имеет состояние экспрессивной речи, так как разные степени нарушения понимания встречаются не только при сенсорной, но и при моторных афазиях. В то же время, сохранность понимания речи является одним из ведущих симптомов, помогающих различать анартрии и афазии.

Долгие годы работая в неврологическом отделении скоропомощной больницы, приходится сталкиваться с пациентами, доставляемыми в первые дни и часы инсульта. Состояние многих из них бывает тяжелым, и крайне тяжелым, что является препятствием для использования общепринятых схем обследования.

Кроме того, тяжесть речевых расстройств и их проявления в острой стадии инсульта могут меняться в течение первых нескольких суток.

Все это вынуждает использовать такую методику обследования, которая позволяет в течение 10-15 минут получить представление о состоянии всех сторон речи тяжелого пациента. А так же отследить динамику и скорректировать план восстановительного обучения.

Идея заключается в кратком повторном исследовании по одной и той же схеме всех сторон речи. Обращается внимание на степень понимания обращенной речи, возможности спонтанной речи, повторной речи, ответов на вопросы, называния предметов и действий, чтения письма и счета – если позволяет соматическое состояние пациента.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам ознакомиться с методикой, которую я применяю в своей практике.

Схема обследования речевых функций при инсульте

1. Выяснение возможности контакта с пациентом.

Подойдя к кровати больного, прежде всего необходимо поздороваться, причем не формально, а искренне улыбнувшись, смотреть пациентам в глаза, говорить доброжелательно, негромко, но четко артикулируя. Это может оказать влияние на всю дальнейшую коррекционную работу, да и просто ободрит тяжело больного человека.

Читайте также:  После инсульта прошло два месяца

По ответной реакции ( смотрит ли в глаза, улыбается, протягивает непарализованную руку и тд) вы поймете и психологический настрой человека.

Например, пациента спрашивают: Вас зовут Иван Петрович? Ваша фамилия Николаев?

Очень часто больной может отреагировать лишь мимикой или жестом, однако, это дает возможность специалисту убедиться в том, что он знает (или не знает) свое имя, отчество, фамилию и что с ним возможен контакт.

Также пациента спрашивают болит ли у него голова, хочет ли он спать.

Только после этого, убедившись в адекватности реакций больного, можно приступить к непосредственному исследованию речи.

На этом же первоначальном этапе я всегда предлагаю пациентам попить воды. Это помимо всего еще и дает представление о сохранности функции глотания.

2. Состояние импрессивной речи.

  • понимание элементарных инструкций (закройте глаза, откройте рот, покажите язык, поднимите руку и т.д.)
  • если простые инструкции выполнены, то переходим к проверке понимания более сложных инструкций (покажите левый глаз, покажите большой палец , покажите мизинец и т.д.)
  • понимание сложных инструкций (положите левую руку на живот, возьмите левой рукой правое ухо)
  • понимание смысла отдельных слов ( покажите где пол, окно, дверь, доктор и т.д.) При выполнении этого задания нужно иметь в виду возможное левостороннее игнорирование, а так же ограничение двигательных возможностей пациента – он может не показывать предметы пальцем, а лишь переводить взгляд.
  • возможности пространственной ориентировки ( покажите левую руку, правый глаз, что находится справа от двери, слева от кровати )

3. Состояние экспрессивной речи.

  • пациента просят повторить 2-3 коротких слова с простой слоговой структурой (каша, дом, собака)
  • 2-3 длинных труднопроизносимых слова ( электричество, кораблекрушение, диспансеризация)
  • повторить 2-3 фразы ( Сегодня солнечный день. Я хочу пить. Я буду здоров)

Автоматизированная и дезавтоматизированная речь:

  • пациенту предлагают порядковый счет до 10, перечисление дней недели, месяцев года, в прямом и обратном порядке, воспроизведение популярных стихов и песен.
  • Больного просят назвать показываемые предметы и действия, как реальные, так и картинные изображения.
  • На этом этапе обследования обычно просят рассказать пациента как он заболел, назвать домашний адрес, рассказать о членах семьи, включая домашних питомцев. Из практики – при воспоминании о любимых кошках и собаках, пациенты, как правило, оживляются, реагируют очень эмоционально, а специалисту наглядно виден имеющийся дефект речи.

4. Состояние функции чтения.

При этом исследовании предъявляются высокочастотные слова, написанные печатными буквами на карточках или на листе бумаги ( Москва, Россия, рука, газета, молоко, нос, голова и т.д.)

Чтение коротких фраз ( Я хочу спать. Доктор лечит больных. На улице светит солнце. Дети идут в школу.)

5. Состояние письма.

Исследование проводится, если позволяет соматическое состояние пациента. Карандаш вкладывается в правую или левую (непарализованную) руку и предлагают пациенту написать свое имя, фамилию, имя жены/мужа/ребенка/кошки/собаки, а также простые слова типа дом, кот, рука, вода, мама, голова и пр.

6. Анализ звукового состава слова.

Пациента просят сказать сколько букв в слове мак, на каком месте стоят буквы М и К.

При исследовании функции письма удобно использовать лист бумаги формата А4, прикрепленный на планшет, в качестве пишущего предмета – карандаш или фломастер, которые дают линию при любом наклоне руки.

И помните про очки! Это очень важно! Поскольку контингент больных в большинстве – это люди старше 40 лет, для чтения и письма, как правило, им необходимы соответствующие очки. В противном случае, можно ошибочно интерпретировать результаты проведенных тестов.

Я представила обобщенную схему обследования тяжелого контингента больных на раннем этапе мозговой катастрофы. Она может меняться и дополняться более сложными заданиями в зависимости от конкретного пациента и в процессе восстановления.

Уважаемые коллеги, желаю Вам здоровья и успехов в тяжелой и кропотливой работе.

Источник

Консультация логопеда неврологического отделения больного с ОНМК

Скачать:

Вложение Размер
план 20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Шкала оценки речевой функции

Понимание обращенной речи

Полная или почти неполная невозможность понимания обращенной речи, простых команд, а часто и жестов

Больной понимает лишь сугубо ситуативную речь, близкую ему по тематике, отмечается грубое отчуждение смысла слова.Устные инструкции не выполняются или выполняются с грубыми искажениями, при восприятии речи опирается на мимику, жест, интонацию собеседника

В целом понимает ситуативную речь, но понимание более сложных конструктивных видов речи затруднено, отмечается негрубое отчуждение смысла слова, устные инструкции выполняются с частыми ошибками

Относительно свободно понимает обращенную речь, однако имеются некоторые трудности восприятия развернутых текстов, в усложненных условиях обнаруживаются элементы отчуждения смысла слова, устные инструкции доступны

Инструкции не понимает

Для понимания простых инструкций требуется многократное их предъявления

Простые инструкции понимает, сложные инструкции выполняет при условии представления каждой части инструкции в отдельности

Понимает сложные инструкции

Понимание лексико-грамматических конструкций

Логико-грамматические конструкции не понимает

Осмысление сложных грамматических конструкций грубо нарушено, особенно относится к заданиям, требующим учета значений двух предлогов в короткой фразе, понимании инвертированных конструкций и отношений, выраженных флексиями

Затруднения в понимании отдельных сложных логико-грамматических конструкций

Понимание сложных логико-грамматических конструкций сохранено

Состояние фонематического слуха

Невозможность повторения звуков, даже различных по месту образования (д – г, т-м)

Грубое нарушение повторения звуков близких по месту образования (л-т, м – п) при относительной сохранности повторения звуков далеких по месту образования

Нарушение повторения оппозиционных звуков (г-к, т-ть)

Трудности повторения оппозиционных звуков отмечаются, только если пациент устал.

Способности к оценке грамматической нормативности фраз

Больной не отличает грамматически правильно оформленные фразы от неправильных

В некоторых случаях (чаще при согласовании прилагательного с существительным в роде) больной улавливает ошибку во фразе, но не может её исправить

Больной улавливает ошибку во фразе, однако не всегда может ее исправить

Больной улавливает ошибку во фразе, самостоятельно ее исправляет

Состояние автоматизированной и дезавтоматизированной речи

Больной не может сосчитать до десяти, перечислить дни недели и месяца года

Больной может сосчитать до десяти с ошибками в виде пропусков или перестановок внутри ряда, которые сам не замечает и не может исправить

Больной может сосчитать до десяти, перечислить дни недели и месяца года с ошибками, которые сам замечает, но не всегда может исправить

Больной может сосчитать до десяти, перечислить дни недели и месяца года

Больной не отвечает на вопросы в диалоге

Больной отвечает на вопросы отдельными словами, чаще слова «да», «нет»

Больной отвечает на вопросы в диалоге, заимствуя для ответа слова из вопроса

Больной может ответить на ситуативные и внеситуативные вопросы

Повторная речь (звуки речи, слоги, слова)

Возможно повторение отдельных звуков (чаще гласных), открытых слогов, коротких слов( чаще двух сложных из открытых слогов), при этом отмечаются искажения и замены

Возможно повторение звуков, слогов, одно-, двух, трехсложных слов с некоторыми трудностями в виде замены звуков, повторение слов сложной по слоговой структуре грубо нарушено

Повторение возможно с редкими ошибками в словах сложной слоговой структуры и бессмысленных слов

Повторение серий (звуков, слогов, слов)

Повторение серий невозможно

Возможно повторение серий из 2-х элементов

При повторении серий из 3-4 элементов отмечаются трудности в виде перестановок и пропусков элементов ряда

Возможно повторение серий из 3-4 элементов с редкими ошибками.

Номинативная функция (называние предметов, действий, качеств)

Называние предметов, действий, качеств – грубо нарушено

Возможно называние отдельных частотных предметов, действий и качеств с констекстуальной подсказкой или подсказкой первого звука

Возможно самостоятельное называние частотных предметов, действий.качеств. При назывании малочастотных предметов и действий требуется контекстуальная подсказка или подсказка в виде первого звука. Отмечается увеличение латентного периода и замены.

Возможно называние предметов, действий и качеств с редкими ошибками (забывание названий малочастотных предметов.замены внутри семантических групп)

(с опорой на иллюстративный материал или с актуализируемой лексикой)

Составление фраз по сюжетной картинке или с актуализируемой лексикой недоступно

Возможно составление фразы с опорой в виде вопроса к каждому слову и подсказкой слов

Возможно самостоятельное составление простой фразы, типа « С+П+О» с редкими аграмматизмами и трудностями подбора слов

Составление простой фразы типа «С+П+О» не нарушено

Сохранено глобальное чтение (может разложить подписи под предметными и сюжетными картинками) и идеограммное чтение(может прочитать частотные знакомые слова)

Возможно чтение отдельных слов, коротких фраз с ошибками в виде недочитывания слов, заменами букв, нарушением расстановки ударений

Чтение возможно с редкими ошибками

Возможны ответы на вопросы по содержанию прочитанного

Возможно воспроизведение основной сюжетной линии.отмечаются трудности при оформлении фраз и трудности подбора слов

Пересказ текстов возможен с редкими ошибками в виде трудности подбора слов при построении сложных фраз

Самостоятельное письмо невозможно, списывание с ошибками

Списывание с небольшими ошибками, которые больной может исправить сам, самостоятельно пишет высокоупроченные слова (имя, отчество, фамилию)

Возможно написание отдельных слов (двух-, трехсложных из открытых слогов) при написании сложных по слоговой структуре слов отмечаются ошибки в виде пропусков согласных при стечении, пропусков гласных, пропусков и перестановок слогов

Возможно написание слов и фраз с небольшим количеством ошибок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector