Тесты реабилитация при инсульте

Подборка игр для людей после инсульта

По данным статистики России каждые полторы минуты кто-то переносит инсульт. И все с разными последствиями. Кто-то быстро идет на поправку и может восстановить подвижность организма практически до предынсультного состояния. Кому-то реабилитация дается очень тяжело. И в том и другом случае для человека после инсульта самыми главными остаются три вещи:

  1. Компетентная и своевременная медицинская помощь, грамотная реабилитация.
  2. Понимание того, для чего нужно жить дальше и пытаться восстановиться.
  3. Поддержка близких людей, которые часто становятся «движущей силой» выздоровления.

Памятка для тех, кто рядом

  1. Старайтесь как можно больше разговаривать с человеком после инсульта. Не отстраняйте его от решения бытовых и семейных вопросов. Не договаривайте за него слова и фразы, лучше подождать, когда он сам их произнесет.
  2. Если после инсульта у человека сохраняется подвижность, старайтесь поручать ему посильные задания: порезать овощи, вытереть пыль, помыть посуду. Пусть это будет дольше, чем обычно. Но так человек будет чувствовать свою нужность, не будет изолированным от привычной жизни.
  3. Всегда верить в успех реабилитации, напоминать о том, чего удалось достичь, сравнивать результаты месячной давности и сегодняшнего дня, чтобы был виден прогресс.
  4. Оставить место для юмора. Здесь каждый сам отмеряет границы, понимая, где можно «приперчить» так, чтобы не унизить и не обидеть близкого.

Самое сложное для тех, кто заботится о больном – не опускать руки, когда сам человек не хочет заниматься, все время отговаривается: «потом», «не хочу», «а зачем», «это ничего не изменит». В такие минуты они похожи на детей, которые не хотят учить свои уроки. Как в таких случаях поступать? Почти так же, как и с детьми: сделать занятия увлекательными и веселыми, почти как детская игра!

Игра на координацию движений. С ее помощью в некоторых реабилитационных центрах уже прошли успешное восстановление несколько пациентов. Задача игрока – обвести крючочком все пальчики. Но если задеть какой-то пальчик, раздается звуковой сигнал, так что нужно стараться быть внимательным и аккуратным!

Тренажеры для дыхания «Футбол», «Летающий шарик» могут понадобиться на артикуляционной гимнастике при нарушении речи. Также мышцы лица может помочь разработать озорная игра «Кривляки».

Для восстановления речи благоприятно:

– петь песни (если человек может повторить мотив – это уже прогресс),

– повторять скороговорки (лучше взрослые и озорные, типа «Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ» или «О любви не меня ли Вы мило молили И в туманы лимана Манили меня?»),

– слушать радиоспектакли и аудиокниги (важно, чтобы записанная речь была выразительной).

Для развития мелкой моторики рук используют:

  • Паззлы. Желательно с крупными деталями и четкими рисунками. Например, «Мир животных».
  • Пинцет. Им можно захватывать кусочки порванной бумаги, бусины, фасолины, макароны.
  • Шнуровки, например, «Сыр» или «Ботинок». Можете попробовать игру на ловкость «Достань конфетку».
  • «Стучалка». Такая простая детская забава очень помогает в развитии координации движений.
  • Матрешка. Порадуйте близкого – спрячьте внутри вкусняшку или мотивирующую записку.
  • Тренажер «Левое-правое».
  • Мозаики. Хорошо подойдет вот такая – из палочек с готовыми заданиями.
  • Прописи. Они могут быть деревянными или на бумаге.
  • Многим пациентам рекомендуют лепку из пластилина или теста. Начинают, как всегда, с простых заданий: скатать шарик, колбаску, сделать лепешку. Затем собирают фигуры из нескольких деталей, а потом – выщипывают части фигуры из большого куска.

Очень помогает в реабилитации рисование. Кисти можно использовать, а можно рисовать и просто пальцами и ладошками. Это поможет снова найти контакт со своим телом, научится чувствовать его. Но при таком рисовании краски лучше использовать пальчиковые (они, к слову, легко смываются и отстирываются).

И, конечно, раскраски. Они помогают тренировать силу нажатия, регулировать длину штрихов, оттачивают аккуратность. Раскраски сейчас бывают не только в классическом исполнении, но и многоразовые.

Можно запастись головоломками:

Все эти игры развивают мелкую моторику, помогут в восстановлении мыслительных процессов. К тому же они очень компактны, поэтому их легко брать с собой в поездки (например, в санаторий или центр реабилитации).

Некоторые люди после инсульта увлекаются разгадыванием кроссвордов, сканвордов и т.п. Попробуйте и другие игры со словами, например «Словодел» или Настольную игру «Словечки». Обе они хороши и в случае потери речи.

Не забывайте о расслабляющих массажах и гимнастике для глаз. В первом случае могут помочь тактильные мячики, а во втором – обычный карандаш, за движениями которого нужно следить глазами.

Читайте также:  Вылечиваются ли полностью от инсульта

Используйте и подручные средства:

– закручивайте крышки на банках и бутылках,

-перебирайте макароны, фасоль,

– рисуйте на манке пальцами и палочкой,

– прицепляйте бельевые прищепки к краю коробки,

– рвите и комкайте бумагу.

И, конечно, помните о прекрасном: чаще смотрите позитивные фильмы, слушайте любимую музыку или звуки природы, читайте любимую литературу, бывайте на свежем воздухе (насколько это возможно), общайтесь с единомышленниками. Это важно как для того, кто восстанавливается после инсульта, так и для тех, кто ему в этом помогает, отдавая родному человеку частичку своего сердца.

Источник

Тесты для проверки реакций при инсульте

Чтобы минимизировать негативные последствия инсульта, важно не упустить столь ценное время и своевременно начать лечение.

Достоверно подтвердить диагноз могут результаты компьютерной томографии, однако экстренное ее проведение не всегда является возможным. Помимо внешних признаков, таких как потеря сознания, рвота, головные боли, нарушение речевых и двигательных функций, определить возможный инсульт помогают несложные тесты, проведение которых возможно в любых условиях даже при отсутствии какого-либо медицинского оборудования.

Чаще всего врачи используют прием распознавания симптомов инсульта, называемый ими «УЗП»:

  • У – врач просит человека улыбнуться. Кривая улыбка, а также уголки губ, один из которых направлен вверх, а другой вниз, могут быть тревожным симптомом;
  • З – заговорить. Специалист просит произнести несложную фразу, например: «За окном идет дождь». В большинстве случаев кровоизлияние в мозг сопровождается нарушениями речи;
  • П – поднять обе руки. При инсульте они не поднимаются до одинакового уровня.

Об остром нарушении мозгового кровообращения также свидетельствуют такие диагностические методы:

  • высовывание языка. Если он искривлен или западает в угол рта, это считается признаком болезни;
  • вытягивание вперед рук с закрытыми глазами. Если одна из рук начинает непроизвольно двигаться в направлении в сторону и вниз, это является настораживающим симптомом, свидетельствующем об опасном состоянии.

Чтобы оценить степень повреждений головного мозга у человека, перенесшего инсульт, неврологи применяют специальные тесты.

Индекс мобильности Ривермид

С помощью «Индекса мобильности Ривермид» проводится исследование возможности пациента совершать определенные движения, принимать отдельные положения тела, ходить. Индекс позволяет определить, насколько человек восстановился после инсульта и что стоит дополнительно предпринять, чтобы помочь ему вновь обрести двигательные навыки.

Опросник состоит из 15 вопросов, за каждый положительный ответ на пациенту начисляется 1 балл:

  • Можете ли Вы изменить положение тела в постели и повернуться без помощи посторонних со спины на бок?
  • Возможно ли для Вас самостоятельно сесть в постели из лежачего положения?
  • Сможете ли Вы сидеть на краю кровати более 15 секунд без дополнительной поддержки?
  • Сумеете ли Вы встать с любой поверхности менее чем за 15 секунд и простоять с поддержкой или без нее в течение такого же времени?
  • Способны ли Вы пересесть с кровати на стул без чьей-либо помощи?
  • Получится ли у Вас пройти 10 метров самостоятельно или с использованием костылей или трости, но без помощи посторонних?
  • Способны ли Вы преодолеть лестничный пролет без помощи посторонних?
  • Сумеете ли Вы самостоятельно передвигаться по улице?
  • Сумеете ли Вы пройти 10 метров в квартире, не полагаясь на чье-либо содействие?
  • Сможете ли Вы поднять с пола упавший предмет?
  • Получится ли у Вас передвигаться самостоятельно за пределами жилища по неровной поверхности (гравию, снегу, траве, песку)?
  • Сможете ли Вы самостоятельно принять ванну или душ?
  • Хватит ли у Вас сил подняться на 4–5 ступеней и спуститься обратно?
  • Сумеете ли Вы пробежать 10 метров в течение 4 секунд?

Одним из важных пунктов теста является наблюдение. Врач просит пациента встать и фиксирует время, в течение которого он сохраняет равновесие.

Шкала быстрой оценки деменции

Для оценки нарушения мыслительных способностей применяется «Шкала быстрой оценки деменции». Тест состоит из 30 вопросов, которые соединяются в тематические блоки. Каждый из блоков предназначен для определения конкретной функции головного мозга. При помощи этой шкалы оцениваются:

  • ориентация в пространстве и во времени;
  • внимательность;
  • сосредоточенность;
  • способность запоминать и воспроизводить новый материал;
  • способность считать и производить вычисления;
  • абстрактное мышление;
  • возможность узнавать родственников и знакомых;
  • состояние речи и памяти.

Исследование проводится врачом-неврологом или психиатром. За каждый положительный ответ пациенту насчитывается по одному баллу. Показатель 28–30 баллов соответствует состоянию полностью здорового человека. Если пациент набрал от 0 до 10 баллов, эти значения свидетельствуют о значительных, часто необратимых повреждениях головного мозга. Величины, находящиеся в среднем диапазоне, часто встречаются у пациентов, перенесших инсульт, и с течением времени улучшаются по мере выздоровления человека.

Читайте также:  Nsp при лечении инсульта

Этот тест также позволяет оценить психологическое состояние пациента, его активность и способность к самостоятельной жизни.

Шкала функциональной независимости

Шкала функциональной независимости позволяет оценить восстановление социальных навыков, возможность самостоятельного обслуживания и взаимодействия с окружающими, а также определить актуальное состояние перенесшего инсульт человека. Тест включает в себя 18 вопросов, на каждый из которых предусмотрено 7 вариантов ответа. Например, при определении степени восстановления навыков самообслуживания на вопрос о приеме предусмотрены следующие ответы:

  • полная независимость (все действия выполняются самостоятельно, включая использование столовых приборов);
  • ограниченная самостоятельность (все действия выполняются самостоятельно, но значительно медленнее, чем обычно);
  • минимальная зависимость (при выполнении некоторых действий требуется незначительная помощь);
  • незначительная зависимость (75% действий выполняется самостоятельно, однако периодически требуется посторонняя помощь);
  • умеренная зависимость (самостоятельно выполняется половина запланированных действий);
  • значительная зависимость (пациент способен самостоятельно выполнять от 25 до 50% действий при приеме пищи);
  • полная зависимость (самостоятельно выполняется менее 25% манипуляций за столом).

Также оценке подлежат:

  • способность осуществлять процедуры личной гигиены;
  • принимать ванну или душ;
  • самостоятельно одеваться, в том числе надевать протезы;
  • пользоваться туалетом;
  • контроль функционирования мочевой и выделительной систем;
  • способность без посторонней помощи подниматься с кровати и перемещаться;
  • возможность самостоятельно ходить и подниматься по лестнице;
  • восприятие внешней информации;
  • способность устно или письменно выражать свои мысли и пожелания;
  • состояние памяти;
  • способность принимать решения;
  • взаимодействие с обществом.

Шкала тревоги и депрессии

Для оценки эмоционального состояния пациента врачи используют «Шкалу тревоги и депрессии». Тест состоит из 14 утверждений, на которые можно дать один из 4 ответов – «все время», «часто», «иногда» и «совсем не испытываю», за каждый из которых начисляют от 1 до 4 баллов. В шкалу включаются следующие утверждения:

  • мне страшно;
  • я напряжен;
  • я способен видеть смешное и рассмеяться при этом;
  • меня одолевают беспокойные мысли;
  • мне доставляет удовольствие то же, что и раньше;
  • я ощущаю себя бодрым;
  • я способен сесть и расслабиться;
  • мне кажется, что я очень медленно двигаюсь;
  • меня не оставляет внутреннее напряжение;
  • я не способен спокойно оставаться на одном месте;
  • я рассчитываю на получения чувства удовлетворения от своих увлечений;
  • я подвержен чувству паники;
  • я способен получать удовольствие от прочтения книг, просмотра фильмов.

При результате от 0 до 7 баллов считается, что психическое состояние пациента является стабильным. Набранные 11 баллов свидетельствуют о депрессии.

Регулярное тестирование помогает не только определить актуальное состояние человека в послеинсультный период, но и наблюдать за его динамикой. Своевременно выявленное ухудшение показателей позволяет скорректировать программу реабилитации и добиться стабилизации здоровья пациента.

Источник

Квалификационные тесты по лечебной физкультуре и спортивной медицине (2019 год) – часть 11

11 ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ В КЛИНИКЕ НЕРВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Вопрос
1 11.01.Периоды реабилитации при инсультах:

1.ранний (до 2-х месяцев)

2.поздний (свыше 2-х месяцев)

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3 (+)
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

2 11.02.Эффективность лечебной гимнастики при инсультах зависит от:

1.ранних сроков начала занятий

2.систематичности и длительности лечения

3.поэтапности построения лечебных мероприятий с учетом нарушенных функций, клинического течения заболеваний.

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5 (+)

3 11.03.Специальные упражнения при гемипарезах включают:

1.укрепление парализованных и расслабление спастически сокращенных мышц

2.укрепления мышечного корсета позвоночника

3.улучшения координации в ходьбе

4.развитие компенсаторных двигательных навыков

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5 (+)

4 11.04.Реабилитационный комплекс для снятия спастики мышц при травме спинного мозга или при инсультах включают:

3.Специальные упражнения лечебной физкультуры с исключением пассивных движений, упражнений на преодоление синклинезий

4.выполнение упражнений в изометрическом режиме

5.интенсивный массаж мышц туловища

Варианты ответов
1 1,2,3 (+)
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

5 11.05.Специальные физические упражнения для руки при неврите лучевого нерва включают:

1.активно в суставах руки

2.пассивно в суставах кисти

4.упражнения с помощью инструктором или с сопротивлением

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5 (+)

6 11.06.При невритах периферических нервов конечностей применяются:

1.лечение «положением» конечности

2.упражнения на расслабление мыши

Варианты ответов
1 1,2,3 (+)
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

7 11.07.Наиболее эффективными видами упражнений при неврите лучевого нерва являются:

4.упражнения в воде

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3
3 2,4 (+)
4 4
5 1,2,3,4,5

8 11.08.Двигательные расстройства при неврите локтевого нерва проявляются:

1.снижением мышечной силы 3—5 пальцев руки

2.положение кисти в виде «птичий лапы»

Варианты ответов
1 1,2,3 (+)
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

9 11.09.При неврите лицевого нерва применяются:

1.лечение «положением» мимических мышц (лейкопластырные маски).

2.активные упражнения для мимической мускулатуры.

3.упражнения на расслабления мышц лица

4.пассивные упражнения мышц лица.

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5 (+)

10 11.10.Массаж при неврите лицевого нерва проводится:

Читайте также:  Аспирин при лечении инсульта

1.легкий пораженной стороны, здоровой стороны лица и воротниковой зоны.

2.глубокий пораженной стороны.

3.массаж воротниковой зоны

4.легкий пораженной стороны.

5.растягивающий пораженной стороны

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3 (+)
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

11 11.11. ЛФК при неврозах применяются с целью всего перечислен-ного, за исключением:

1.мобилизации воли больного к сознательному участию в лечении.

2.отвлечение от болезненных пережяваний

3.координации коры и подкорки.

4.восстановлении функции внешнего дыхания.

5.восстановление ритма сердечных сокращений

Варианты ответов
1 1,2,3 (+)
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

12 11.12.Лечебная гимнастика при неврозах оказывает:

2.выравнивает процессы возбуждения и торможения нервной системы

3.улучшает трофику внутренних органов

4.восстанавливает целесообразные условно-рефлекторные связи и адекватные кортико-висцеральные взаимоотношения

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5 (+)

13 11.13.Специальные упражнения при неврозах направлены на:

1.Улучшения мозговой гемодинамики.

2.Тренировку подвижности нервных процессов.

3.Тренировку равновесия, координацию движений.

4.повышение мышечного тонуса

5.укрепление мышц разгибателей туловища

Варианты ответов
1 1,2,3 (+)
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

14 11.14.Целью включения аутогенной тренировки в процедуру лечебной гимнастики при неврозах является:

1.тренировка навыков саморегуляции мышечного тонуса

2.снижение повышенного нервно-мышечного тонуса

3.регулирование интенсивности физической нагрузки

4.активизация внимания больного

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5 (+)

15 11.15.Задачи тренировки больных неврозом с помощью аппарата с биологической обратной связью (компьютерные игры) предусматривает:

1.улучшение саморегуляции нервно-мышечной системы

2.улучшение саморегуляции нервно-мышечной системы в диапазоне расслабление – напряжение

3.активизация внимания больного

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5 (+)

16 11.16.Особенности лечебной гимнастики у больных неврозом с преобладанием процессов возбуждения ЦНС включают:

1.упражнения с направлением активности в русло, успокаиваю-щее нервную систему

2.активацию больного, повышение возбудимости нервных про-цессов

3.включение упражнений пластической гимнастики

4.включение элементов ритмической гимнастики

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3 (+)
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

17 11.17. К особенностям методики лечебной гимнастики у больных неврозом с преобладанием процессов торможения относятся:

1.общая активизация больного

2.физические упражнения направлены на активность больного во вне, а не на себя

3.использование малоподвижных и компьютерных игр

4.физические упражнения направлены на активность больного на себя, а не во вне

Варианты ответов
1 1,2,3 (+)
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

18 11.18.Показателем эффективности занятий лечебной физкультурой при неврозах и психопатиях являются:

1.редукция клинических симптомов

2.уменьшение астении ЦНС

4.улучшение подвижности позвоночника

Варианты ответов
1 1,2,3 (+)
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

19 11.19.Основные средства восстановительного лечения больного черепно-мозговой травмой включают:

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5 (+)

20 11.20.К специальным упражнениям ЛФК у больного с черепно-мозговой травмой относятся:

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5 (+)

21 11.21.Для снижения мышечного тонуса при спастических параличах используются следующие приемы массажа:

1.поверхностное поглаживание и вибрация

Варианты ответов
1 1,2,3 (+)
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

22 11.22.Для укрепления мышц со сниженным тонусом используются следующие приемы массажа:

1.поверхностное и глубокое поглаживание

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5 (+)

23 11.23.К специальным упражнениям для повышения вестибулярной устойчивости у больных с поражением центральной нервной системы относится все перечисленное, кроме:

1.упражнения на координацию движений

2.упражнения на равновесие

3.упражнения в метании

4.уменьшение площади опоры

Варианты ответов
1 1,2,3 (+)
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

24 11.24. К специальным упражнениям при вестибулярной тренировке относятся:

1.Упражнения для тренировки полукружных каналов и отолитового прибора.

2.Упражнения на равновесие.

3.Упражнения на координацию.

4.Элементы пассивной тренировки.

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5 (+)

25 11.25 К упражнениям для тренировки полукружных каналов являются:

1.наклоны головы, туловища вперед, назад

2.наклоны головы, туловища в сторону

3.повороты головы, туловища в сторону

4.прямолинейная ходьба и приседания

Варианты ответов
1 1,2,3 (+)
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

26 11.26.К упражнениям для тренировки отолитового прибора относятся:

1.ходьба обычная и с ускорением

2.повороты головы и туловища

4.наклоны головы и туловища

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3 (+)
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

27 11.27.К упражнениям на координацию относятся:

1.метание в цель

2.упражнения на балансировании

5.упражнения на расслабление

Варианты ответов
1 1,2,3 (+)
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

28 11.28.Противопоказания к лечебной гимнастике у больных с миастенией являются:

1.тяжелые нарушения сердечной деятельности

3.повышение температуры тела

4.обострение сопутствующих хронических заболеваний

5.нарушение акта глотания

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5 (+)

29 11.29.Задачи лечебной гимнастики при миастении являются:

1.профилактика легочных осложнений

2.улучшение функции кардиореспираторной системы

4.нормализация функции поджелудочной железы

5.обучение расслаблению мышц ног

Варианты ответов
1 1,2,3 (+)
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5

30 11.30.Лечебная гимнастика у больных с миастенией включают:

1.дыхательные, статические и динамические

3.упражнений с изменением положения тела

4.упражнения для мышц шеи, глаз, туловища

Варианты ответов
1 1,2,3
2 1,3
3 2,4
4 4
5 1,2,3,4,5 (+)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector